Триумф Марка Шагала в Парижской опере: Как белорусский художник расписал плафон в Гранд Опера



Парижская опера уже больше десятилетия блистала своим великолепием, когда в белорусском городе Витебске в небогатой еврейской семье родился Мовша Хоцкелевич Шагал. Пройдет немногим больше века, и его искусство оценят не только посетители знаменитого французского театра, но и ценители дорогих часов - творчество Шагала в буквальном смысле прошло испытание временем.


Прошлое Гранд-опера, Андре Мальро и Марка Шагала

Старое здание Парижской оперы на улице Ле Пеллетье когда-то оказалось в немилости у Наполеона III – именно там на президента Французской республики в 1858 году было совершено покушение. А потому был проведен конкурс на лучший архитектурный проект новой Оперы, и победил тогда никому не известный Шарль Гарнье. В 1875 году высокое здание со сверкающим золотом куполом было открыто для публики, а с 1989 году получило в честь архитектора название Опера Гарнье.




Шарль Гарнье, архитектор, и Жюль-Эжен Леневё, художник

Интерьеры Оперы были оформлены в том же пышном «стиле Наполеона III», что и само здание, а плафон купола зрительного зала расписывал художник Жюль-Эжен Леневе. Композиция включала изображения двенадцати муз и Аполлона и носила название «Музы и часы дня и ночи». Но спустя некоторое время плафон был поврежден, и в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро принял решение обновить зрительный зал Гранд-опера. Для росписи плафона зрительного зала он пригласил Марка Шагала.




Старый плафон работы Леневё

Художник, родившийся в Витебске в 1887 году, в двадцать четыре года приехал в Париж по стипендии, учился у мастеров модерна, жил в знаменитом общежитии «Улей», устраивал выставку своих работ. Тогда же Шагал стал называть себя Марком. Спустя некоторое время он уехал, чтобы вернуться в 1923 году по приглашению коллекционера и мецената Амбруаза Воллара, и дальнейшая жизнь Шагала была прочно связана с Францией и ее столицей. Помимо картин, Шагал создавал и скульптуры, оформлял витражи, создавал декорации к музыкальным представлениям – по-видимому, это и подсказало министру кандидатуру художника для обновления плафона Оперы.




Парадная лестница Парижской оперы

Решение было довольно смелым – художник представлял авангардное направление в искусстве, и противники такого выбора озвучивали аргументы о несоответствии стиля Шагала исторической ценности парижского театра. Но Андре Мальро было не привыкать принимать сложные решения. Этот государственный деятель проявил себя еще на полях сражений во время Второй мировой и стал соратником Шарля ле Голля. Кроме того, он был писателем, его перу принадлежат многие книги, в том числе произведение «Удел человеческий», которое в 1933 году было удостоено Гонкуровской премии.




Андре Мальро, министр культуры Франции


Новый плафон

Работа над новым плафоном, площадь которого составляла 220 квадратных метров, заняла год, 77-летний Шагал трудился вместе с тремя помощниками. Композиция произведения условно делилась на пять цветных секторов – зеленый, синий, желтый, красный, белый.




Пять цветовых секторов нового плафона изображали сцены из музыкальных произведений




Сочетание разных стилей позволило создать в зрительном зале Оперы особенную атмосферу

В каждом секторе была запечатлена сцена или герои из классический произведений – «Бориса Годунова» Мусоргского, «Лебединого озера» Чайковского, «Волшебной флейты» Моцарта, «Ромео и Джульетты» Берлиоза и нескольких других – прославивших сцену Парижской оперы и мировую музыку в целом. Кроме них, Шагал изобразил Эйфелеву башню, Триумфальную арку и само здание Оперы. Там же можно разглядеть фигуры самого художника и заказчика работы – Мальро. Произведение Леневе при этом не было уничтожено – Шагал создавал свое произведение на 24 съемных панелях, которые были установлены поверх старой росписи плафона.




М. Шагал за работой над панелью, посвященной Моцарту




Фрагмент плафона

Открытие обновленного зала состоялось 23 сентября 1964 года, люстра зажглась во время исполнения оркестром «Симфонии Юпитера» Моцарта, одного из самых любимых произведений художника. Освещенный плафон произвел на публику самое благоприятное впечатление. Сочетание барочного интерьера зала и авангардистской живописи Шагала оказалось интересным, вдохнуло новую жизнь в обстановку зрительного зала, нисколько не навредив его прежнему великолепию. Без критических отзывов, правда, тоже не обошлось, художника даже обвиняли в желании обогатиться за счет налогоплательщиков. Правда, никакой оплаты за оформление плафона Шагал не получил.




М. Шагал и А. Мальро


Плафон Парижской оперы и связь времен

Позже художник выполнил еще одну работу для Андре Мальро – на сей раз она была связана с оформлением новой книги писателя. Это произошло в 1977 году, и тогда же Шагал был удостоен высочайшей награды Франции, получив Большой Крест Почетного Легиона. Скончался Шагал в возрасте 98 лет, как и предсказывала когда-то гадалка – в полете: его сердце остановилось в лифте, во время подъема на второй этаж дома в Сен-Поль-де-Ванс.




Часы, посвященные росписи плафона Гранд-опера




Циферблат, посвященный Мусоргскому

Уже в новом тысячелетии часовая компания Vacheron Constantin выпустила 15 моделей часов с изображением фрагментов плафона Оперы. Эта коллекция воздавала честь и художнику, и композиторам, чьи произведения увековечило и время, и – в какой-то степени – работа Шагала.




Фасад Оперы
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220319/42606/

Комментариев нет:

Отправить комментарий