Где ты, «Спаситель мира»?

Прошло немногим более года с тех пор, как «Спаситель мира» Леонардо да Винчи был продан на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за рекордные $450 млн, и работа вновь оказалась в центре внимания



Леонардо да Винчи. «Спаситель мира» (Salvator Mundi). На аукционе Christie's в Лондоне. Фото: AP Photo/Kirsty Wigglesworth, File/ТАСС

Таблоиды и даже уважаемые издания вышли с сенсационными заголовками, из которых следовало, что «Спаситель мира» Леонардо да Винчи «исчез», «пропал» или даже «в Лувре не знают, где находится картина». Поводом к массовой истерии вокруг произведения стала публикация в The New York Times от 30 марта, посвященная судьбе картины после аукциона. Никаких новых и особенно сенсационных фактов там не приводится, зато текст изобилует домыслами и слухами. Однако одной фразы о том, что сотрудники музея Лувр — Абу-Даби в частном порядке признаются, что им ничего не известно о местонахождении «Спасителя мира», было достаточно, чтобы поднять шумиху в прессе. Напомним, что еще в декабре 2017 года Департамент культуры и туризма Абу-Даби сделал заявление о том, что приобрел работу Леонардо для музея Лувр — Абу-Даби и вскоре пополнит ей экспозицию, однако запланированный на осень 2018 года показ картины был отменен в прошлом сентябре без объяснения причин и каких-либо дальнейших комментариев от официальных лиц ОАЭ. Впрочем, собственник (будь то Департамент культуры и туризма Абу-Даби или кто-то еще) вправе распоряжаться произведением искусства на свое усмотрение и принимать решение о том, где хранить картину и выставлять ли ее, не отчитываясь перед мировой общественностью и сотрудниками музея в Абу-Даби. Казалось бы, кому какое дело, находится ли работа у владельца (сразу после покупки были предположения, что ее приобрел кто-то из представителей правящей династии Саудитов, а Департамент культуры и туризма Абу-Даби — лишь ширма), в ячейке одного из фрипортов или в реставрационной мастерской и по какой причине — из соображений сохранности или безопасности? Однако в результате маркетинговой кампании Christie’s перед аукционом картину окрестили «религиозной версией Моны Лизы», рекламировали как «последнего Леонардо в частной собственности», а после рекордной продажи к титулам добавили еще и «самая дорогая картина в мире», так что интерес к ее судьбе тоже можно понять. Видимо, остается дождаться осени, когда в Париже откроется выставка Леонардо — возможно, «Спасителя мира» можно будет увидеть в Лувре начиная с октября, ну а где картина будет находиться до этого момента — не так уж и важно.

Напомним основные тезисы статьи в The New York Times.

1. Владельцем работы автор статьи Дэвид Киркпатрик по-прежнему называет наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана и отмечает, что остается загадкой, каким образом Абу-Даби мог получить картину, был ли это подарок от Саудитов, частная продажа или предоставление картины на условиях временного экспонирования. Анонимным покупателем на аукционе в Нью-Йорке был принц Бадер бин Абдалла бин Мухаммед бин Фархан аль-Сауд, один из членов королевской семьи Саудовской Аравии. Несмотря на все меры, предпринятые аукционным домом Christie's для сохранения имени покупателя в тайне, в распоряжении The New York Times оказались договоры и переписка, доказывающие, что именно Бадер приобрел работу. Позже появилась информация о том, что принц Бадер действовал в интересах наследного принца Мухаммеда. Через несколько месяцев после аукциона королевский двор назначил принца Бадера первым министром культуры Саудовской Аравии. В свою очередь, наследный принц Абу-Даби Мухаммед бин Заид является близким союзником наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда.

2. Лувр хотел бы заполучить картину на выставку произведений Леонардо да Винчи, приуроченную к 500-летию смерти художника, которая откроется в Париже осенью 2019 года. Однако, по словам чиновника из французского правительства, знакомого с переговорами с музеем в Абу-Даби и пожелавшего сохранить анонимность, парижский Лувр не смог найти «Спасителя мира».

Однако The Art Newspaper в статье от 18 февраля 2019 года цитирует пресс-секретаря Лувра: «Я подтверждаю, что музей запросил у владельца картину “Спаситель мира” для выставки Леонардо, которая откроется в октябре, и в музее действительно очень хотят выставить эту работу, однако пока не получили ответа от владельца».

3. В статье обсуждаются причины, по которым мог быть отменен показ «Спасителя мира» в музее Лувр — Абу-Даби. Например, желание принца Мухаммеда бин Салмана оставить картину себе. Или его нежелание выставить работу из опасений, что будет возобновлена дискуссия об аутентичности произведения.

4. Кроме того, Дэвид Киркпатрик для The New York Times обратился к Дайанн Модестини, которая реставрировала работу до аукциона Christie’s, и оксфордскому профессору и специалисту по творчеству Леонардо Мартину Кемпу с вопросом, что им известно о местонахождении картины. Оба ответили, что ничего не знают. Как бы между прочим упоминается, что скептики выражали сомнение в принадлежности работы кисти Леонардо, а также высказывали мнение, что она была настолько тщательно восстановлена профессором Модестини, что является в той же мере ее произведением, как и работой Леонардо. «Чепуха», —сказала она в интервью The New York Times, назвав это «нелепыми претензиями». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий