Гойя и Дали: графические циклы «Капричос»

«Капричос» - это серия сатирических эстампов, созданная одним выдающимся испанским художником - Франсиско Гойей, и интерпретированная другим выдающимся испанским художником - Сальвадором Дали.
на фото: фрагмент автопортрета Франсиско Гойи
Графический цикл «Капричос» Гойи относится к последнему десятилетию XVIII века, сложному для Испании революционному времени, а офорты, выполненные Дали, принадлежат эстетике ХХ века.
Франсиско Гойя (1746–1828) – испанский художник, рисовальщик и гравёр. Созданные им живописные полотна близки по духу его итальянскому современнику Доменико Тьеполо, а также предшественникам испанской школы – Эль Греко и Диего Веласкесу. Важную часть наследия Гойи составляют графические работы, в которых художник проявил себя как выдающийся мастер офорта.
К 1799 году Гойя создал серию гравюр «Капричос», включающую 80 листов. Это авторские отпечатки, снабженные комментариями, посвященными обличению человеческих пороков, религиозных предрассудков и общественных заблуждений. В их числе такие известные работы, как «Сон разума рождает чудовищ», «Любовь и смерть», «Тут ничего нельзя было поделать», «Вот это называется читать», «А не умнее ли ученик?», а также лист «Франсиско Гойя-и-Лусьентес, художник».
гойя капричос графика офорт брависсимо brabissimo сальвадор дали капричос графика нет брависсимо
справа «Нет» Дали, слева «Брависсимо» Гойи
В 1977 году Сальвадор Дали (1904-1989) представил свой вариант серии «Капричос», взяв за основу офорты Гойи и дополнив их в свойственной ему манере сюрреалистическими видениями и сделав их цветными. Дали не только дал композициям новые названия, но и наполнил многие из них иным смыслом.
франсиско гойя сон разума рождает чудовищ капричос сон разума рождает чудовищ капричос дали
 
«Сон разума рождает чудовищ» - справа графика Дали, слева Гойи
«Сон разума рождает чудовищ» - известная испанская пословица. Согласно бытовавшему во времена Гойи представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык.
По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением:
«Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».
http://2queens.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий