Имя Сесила Родса до сих пор пользуется заслуженной ненавистью в Южной Африке. Несмотря на огромные деньги, вложенные миллионером в образование, его статую в Оксфорде ежегодно забрасывают грязью чернокожие студенты, а могилу несколько лет назад обвинили в засухе и хотели «депортировать» из Зимбабве. Единственной женщиной, вызвавшей за всю жизнь интерес завзятого женоненавистника, стала русско-польская княгиня, репутация которой тоже оставляла желать лучшего.
Сесил Родс, получивший свое сказочное богатство благодаря африканским алмазным шахтам, остался в истории неудавшимся Наполеоном Черного Континента. Свято веря в могущество английской короны и правильность британского образа жизни, он искренне считал, что несет аборигенам свет и блага цивилизованного мира. Если бы его планы сбылись, то непрерывный пояс британских владений протянулся бы «от Каира до Кейптауна», а дальше Англия занялась бы возвращением себе законного владычества в Америке.
Премьер-министр Капской колонии, миллионер и деятель британского империализма Сесил Родс (1853-1902 гг.)
Такие взгляды в конце XIX века разделяли очень многие британцы. По мнению Киплинга, Родс был «Величайшим человеком из ныне живущих на земном шаре», а Конан Дойль называл его «посланцем небес». Действительно, не много найдется миллионеров, вкладывающих свои деньги в идею могущества родной страны. Однако планам не суждено было сбыться – независимые африканские республики смогли отстоять свое право на существование, правда, ценой кровопролитных войн. «Алмазный король» вынужден был умерить свои амбиции, от которых он, впрочем, не отказывался до конца жизни.
Карикатура на Родса в журнале "Панч"
Жизнь, полная трудов по организации работы алмазных шахт и наполеоновских планов, никогда не включала в себя романтических отношений. Современники считали Родса старым холостяком и женоненавистником, сегодня библиографы находят следы его близости с мужчинами… Так или иначе, но ни жены, ни детей у одного из богатейших людей своего времени никогда не было. Обычно он открыто заявлял о своей ненависти к слабому полу. Престарелая королева Виктория даже спросила его однажды во время аудиенции:
- Вы действительно ненавидите женщин?
- Всех, кроме вас, Ваше Величество! - вежливо выкрутился миллионер-завоеватель.
Однако в последние годы жизни нашлась особа, которая все-таки растопила «алмазный лед» и почти покорила великого холостяка. Эта ловкая дама уже много лет крутилась в высших кругах сначала Берлина, а затем Петербурга – при дворе Александра III. В современном мире княгиня Екатерина Радзивилл могла бы реализовать свою страсть к скандальным историям, став журналистом желтой прессы, но в XIX веке благородная, но склонная к аферам дама занялась написанием романов и политическими интригами.
Издавались ее опусы, полные грязных подробностей из жизни высшего света, под псевдонимом Count Paul Vasili («граф Павел Василий»). В 1900 году, вызвав этим неудовольствие в нескольких столицах и разочаровавшись в семейной жизни, княгиня решает искать свое счастье сначала в Лондоне, а затем в Южной Африке.
Княжна Екатерина Радзивилл (фото ок 1890-х)
Историки не считают совпадением то, что в длительном морском путешествии княгиня оказалась на одном корабле с Сесилом Родсом – он как раз возвращался в Кейптаун. Судя по всему, ловкая дама долго выжидала подходящего случая, несколько раз меняя время отъезда. Во время двухмесячного путешествия она, хоть это и казалось невероятным, смогла растопить каменного сердце «алмазного короля». Вероятно, такой подвиг женской изворотливости сам по себе заслуживает отдельного романа, но подробности мы, к сожалению, можем узнать только из мемуаров самой княгини Радзивилл, в которых она вряд ли была полностью откровенна. По собственным словам, сначала ее яркая внешность и неземная красота покорили всех приближенных Сесила, кроме него самого (интриганке к тому времени уже, кстати, исполнилось 40 лет). Но перед прелестью живого женского ума и здравых суждений, магнат не устоял.
Долгие разговоры о политике, которые часами напролет вели княгиня и Родс, якобы постепенно растопили лед его женоненавистничества, и между ними зародилась дружба, которая постепенно перерастала в нечто большее. По воспоминаниям личного секретаря Родса Филиппа Джордана, княгиня даже один раз упала в обморок прямо в объятия миллионера. В общем, полный набор женских уловок, вероятно, все-таки сработал.
Екатерина Радзивилл, портрет Джованни Болдини
Даже если Родс и не изменил своим взглядам на женский род, то для Радзивилл он явно сделал исключение. После прибытия в Кейптаун он ввел ее в местное общество, где княгиня произвела фурор, и даже оказывал ей гостеприимство, - некоторое время она жила в его доме. Дальнейшая история несколько варьируется в изложении разных авторов, однако ясно одно, - склонность к аферам не довела высокородную и слишком активную даму до добра. Трудно сказать, что именно она хотела получить от немолодого и уже тяжело больного миллионера, но, возможно, осознав, что выйти замуж за него не удастся, она решила просто нажиться на этом знакомстве.
Произошла достаточно неприятная история, в результате которой всплыли финансовые документы, на которых княгиня подделала подпись Сесила Родса. После такого некрасивого конца единственной полу романтической истории в своей жизни, миллионер, конечно, только утвердился в женоненавистничестве и без колебаний засудил свою несостоявшуюся невесту. Проведя в африканской тюрьме больше года, аферистка уехала в США, где продолжила свою литературную карьеру. Сесил Родс же вскоре скончался, завещав большую часть своих миллионов на дело образования. Несмотря на такое благое дело, он остался в памяти потомков как «архитектор апартеида», ненавидимый большинством африканцев.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/230519/43196/
Комментариев нет:
Отправить комментарий