Петров-Водкин, Ларионов и Малявин: мастера Серебряного века возглавят русские торги

Аукционы русского искусства в Лондоне щеголяют первыми именами 


Михаил Ларионов. «Натюрморт». Около 1914 года. Эстимейт £1-1,5 млн. Фото: Sotheby's 

Аукционные дома в этом сезоне с гордостью предъявляют первые имена русского искусства и самый привлекательный для арт-рынка раздел — начало ХХ века и русский авангард. Причем в самых разных ценовых категориях — от натюрмортов Михаила Ларионова и Кузьмы Петрова-Водкина за £1–1,5 млн каждый до крошечных книжных заставок Сергея Чехонина за £1,2–1,5 тыс. 

Главная работа на Christie’s (3 июня), гордо занимающая обложку каталога, — «Натюрморт с сиренью» Петрова-Водкина 1928 года. Заполучить такую картину на аукцион — упомянутую в документах и побывавшую на биеннале в Венеции, с этикетками выставок на обороте, мгновенно узнаваемую (все хорошо знают схожий по композиции более поздний «Натюрморт с веткой черемухи» из Русского музея), — буквально чудо, особенно в нынешние, скудные для арт-рынка времена. Картину когда-то Борис Терновец, директор Государственного музея нового западного искусства, искусствовед и критик, подарил итальянскому искусствоведу и издателю Джованни Шейвиллеру.
  

Филипп Малявин. «Портрет девочки в розовом платье». 1910-е. Русские торги, Лондон, 5 июня 2019 г. Эстимейт £300–500 тыс. Фото: Bonhams 

Каталог Christie’s демонстрирует привычную для этого дома сбалансированность и осторожность. Есть вещи редкие, на ценителя. Например, портрет Варвары Климович-Топер кисти Надежды Лермонтовой, самобытной и рано умершей ученицы Льва Бакста (£50–70 тыс.), или портрет Авы-Элис-Мюриель Астор, ледяной красавицы с яйцом на шее, написанный Павлом Челищевым (£300–500 тыс.). А есть на более общий вкус: цвета и фактуры взбитых сливок «Обнаженная» Константина Маковского (£200–300 тыс.) или серьезная «Северская» Ивана Шишкина с соснами и солнечной тропинкой — пейзаж знаменитой дореволюционной дачной столицы под Петербургом (£200–300 тыс.). 

Главная работа на Sotheby’s (4 июня) — «Натюрморт» Михаила Ларионова, написанный около 1914 года, яркий, близкий примитивистским «Солдатской» и «Турецкой» сериям (£1–1,5 млн). На обороте полотна также нашлись метки, которые помогли восстановить его провенанс. Когда Михаил Ларионов и Наталия Гончарова уехали в Европу, картина осталась в их московской мастерской в Трехпрудном переулке, потом попала в Московское хранилище произведений современного искусства, оттуда перекочевала в квартиру архитектора и реставратора Николая Виноградова. Только в 1927 году Ларионов смог вернуть ее себе.

Сергей Чехонин. «Неоновый букет». Фото: Christie’s 

Каталог Sotheby’s представляет русское искусство более разнообразно и по временному охвату, и по ценовому диапазону (может, именно поэтому аукционный дом традиционно лидирует по обороту в русском секторе). На предстоящих торгах будет много полотен Ивана Айвазовского: и дневных, и ночных, и морских, и почти сухопутных (самое дорогое — «Корабль на закате у мыса Кэп-Мартин», £500–700 тыс.). Много мистических работ Бориса Анисфельда и крестьянских — Николая Богданова-Бельского. В довольно большом современном разделе предлагаются произведения из известного немецкого собрания Михаила Карминского — полотна Оскара Рабина, Олега Целкова, Михаила Шварцмана и много Владимира Вейсберга, в том числе ранние цветные «Булки и яблоки» (1949). 

Кузьма Петров-Водкин. «Натюрморт с сиренью». 1928. Эстимейт £1–1,5 млн. Фото: Christie’s 

Самая дорогая работа на MacDougall’s 5 июня — «Бахчисарай» Бориса Кустодиева (эстимейт £1,2–1,8 млн), сочная сценка с минаретом, восточными торговцами и теплым светом из окон на фоне холодеющего заката. Правда, у картины есть один недостаток — она уже продавалась пять лет назад (ушла за £1,6 млн). Такие «повторные продажи» очень любят аналитики рынка и не очень — коллекционеры. Полотно «Юные грезы» («Цесаревич») Виктора Васнецова оценено не так дорого, но привлекает большое внимания. Оно может быть названо «образцовым Васнецовым»: тут и былинное настроение, и сказочно русский типаж (русоголовый синеглазый мальчик написан, по-видимому, с сына художника Владимира), и археологическая точность, и символика деталей. Картина, впервые показанная на выставке в Москве в 1923 году, оценивается в £650–900 тыс. 

На аукционе MacDougall’s представлены также авангард — от малоизвестной Екатерины Петровой-Троцкой до Александра Богомазова и Юрия Анненкова — и советский нонконформизм. 

Виктор Васнецов. «Юные грезы» («Цеса- ревич»). Эстимейт £650–900 тыс. Фото: MacDougall’s 

Русские торги Bonhams несколько раз оказывались «аукционом одной картины»: на фоне аккуратно подобранной коллекции живописи и прикладного искусства со справедливыми ценами вдруг выстреливал один шедевр. В этом сезоне (5 июня) такой шанс есть у «Портрета девочки в розовом платье» Филиппа Малявина (эстимейт £300–500 тыс.). Обычно этот художник ассоциируется с изображением крестьянок и коров с бешеным взглядом. По первому впечатлению представленный портрет совсем иной, напоминающий артистичные и аристократичные работы Джона Сингера Сарджента. Но и тут проскочила чертовщинка: детское платьице и носочки в сочетании с совсем взрослым взглядом и золотым колечком на демонстративно отставленной руке. 

На Bonhams традиционно богатый и сильный раздел прикладного искусства. В этом году тут собрался целый зоопарк резных из камня зверюшек мастеров фирмы Фаберже. Среди них — агатовые кролики, мышь с бриллиантовым хвостом и яшмовый бегемот.

Комментариев нет:

Отправить комментарий