В московском Музее русской иконы открывается выставка одной иконы — уникального образа «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года
Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии». 1669. Фото: Музей русской иконы
Музей русской иконы продолжает цикл «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России». В его рамках частный московский музей, основанный Михаилом Абрамовым, привозит из региональных музеев иконы, никогда не виданные столичной публикой. На сей раз выбор пал на уникальную икону из древнего Мурома — чтобы, кроме прочего, отметить 100-летие Муромского историко-художественного музея, где она сейчас хранится. Доска только недавно стала доступна зрителям после многолетней реставрации.
Икону «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» можно назвать уникальной по многим причинам. У нее есть точная дата написания (редкость для русского Cредневековья) — 1669 год. Известен и человек, заказавший образ и вложивший его потом в Георгиевскую церковь (построена в 1651-м, разрушена в 1936-м) — посадский человек Сидор Матвеевич Лопатин. В среднике иконы изображены все святые чудотворцы Мурома, по-видимому впервые, так как более ранние подобные изображения неизвестны. Это святой благоверный князь Константин с сыновьями Михаилом и Феодором, праведная Иулиания Лазаревская и святые князь и княгиня Петр и Феврония. Сцены именно из их жития (наверное, самых популярных муромских святых) размещены по периметру средника.
Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии». Фрагмент. 1669. Фото: Музей русской иконы
История жизни святых Петра и Февронии известна по тексту «Повести», составленной в середине XVI века. Петр был младшим братом муромского князя Павла и едва не погиб, защищая честь его жены от «блудного змея» — оборотня. Исцелила Петра мудрая дева Феврония из рязанской деревни, которую он взял в жены. Когда они унаследовали княжество, бояре не захотели подчиняться княгине-простолюдинке и изгнали ее. Петр последовал за ней, потом супруги, неизменно верные друг другу в горе и в радости, триумфально вернулись на престол. Принявшие в конце жизни монашеский постриг, они умерли в один день; тела их чудесным образом оказывались в одном гробу, как ни пытались их разделить. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года.
К выставке опубликован каталог, в котором все клейма жития, повествующие о судьбе Петра и Февронии, воспроизведены с подробными комментариями и цитатами из оригинальной «Повести».
Музей русской иконы
Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года. Благоверные князья и праведные жены
17 мая — 17 сентября
Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии». 1669. Фото: Музей русской иконы
Музей русской иконы продолжает цикл «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России». В его рамках частный московский музей, основанный Михаилом Абрамовым, привозит из региональных музеев иконы, никогда не виданные столичной публикой. На сей раз выбор пал на уникальную икону из древнего Мурома — чтобы, кроме прочего, отметить 100-летие Муромского историко-художественного музея, где она сейчас хранится. Доска только недавно стала доступна зрителям после многолетней реставрации.
Икону «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» можно назвать уникальной по многим причинам. У нее есть точная дата написания (редкость для русского Cредневековья) — 1669 год. Известен и человек, заказавший образ и вложивший его потом в Георгиевскую церковь (построена в 1651-м, разрушена в 1936-м) — посадский человек Сидор Матвеевич Лопатин. В среднике иконы изображены все святые чудотворцы Мурома, по-видимому впервые, так как более ранние подобные изображения неизвестны. Это святой благоверный князь Константин с сыновьями Михаилом и Феодором, праведная Иулиания Лазаревская и святые князь и княгиня Петр и Феврония. Сцены именно из их жития (наверное, самых популярных муромских святых) размещены по периметру средника.
Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии». Фрагмент. 1669. Фото: Музей русской иконы
История жизни святых Петра и Февронии известна по тексту «Повести», составленной в середине XVI века. Петр был младшим братом муромского князя Павла и едва не погиб, защищая честь его жены от «блудного змея» — оборотня. Исцелила Петра мудрая дева Феврония из рязанской деревни, которую он взял в жены. Когда они унаследовали княжество, бояре не захотели подчиняться княгине-простолюдинке и изгнали ее. Петр последовал за ней, потом супруги, неизменно верные друг другу в горе и в радости, триумфально вернулись на престол. Принявшие в конце жизни монашеский постриг, они умерли в один день; тела их чудесным образом оказывались в одном гробу, как ни пытались их разделить. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года.
К выставке опубликован каталог, в котором все клейма жития, повествующие о судьбе Петра и Февронии, воспроизведены с подробными комментариями и цитатами из оригинальной «Повести».
Музей русской иконы
Икона «Муромские чудотворцы, с житием Петра и Февронии» 1669 года. Благоверные князья и праведные жены
17 мая — 17 сентября
Комментариев нет:
Отправить комментарий