Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию
Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим». 1904. Фото: Государственный Русский музей
Прошлый век — время тотального человеческого страха и неистребимой надежды — вывел изображения ангелов из чисто религиозных практик в повседневность. На кого еще опереться, когда мир вокруг меняется столь быстро и непредсказуемо? Только на невидимую сущность.
Точка отсчета — Михаил Врубель, его символистские «Летящий Демон» и «Шестикрылый серафим». Неоклассическая «Голова юноши» («Красный ангел») Кузьмы Петрова-Водкина еще дает надежду на мирное решение человеческих проблем. Серия литографий Наталии Гончаровой «Мистические образы войны» с ангелами-воинами эту надежду перечеркивает. Следующая важная страница — ангелы из серии «Воспоминание о древнерусской живописи» Павла Кондратьева, ленинградского живописца и графика, ученика Павла Филонова. Серия создавалась в 1970-е, когда атеистическая власть ослабила тотальный идеологический контроль. Художник здесь вспоминает не только древних, но и супрематическое наследие Казимира Малевича.
Наталия Гончарова. «Ангелы и аэропланы». 1914. Фото: Государственный Русский музей
Финал истории остается открытым. Кто-то всерьез изображает ангелов, как скульптор Марина Спивак, использующая вечный мрамор. У художника Вадима Григорьева-Башуна в «Крыльях ангела» («Икар-XXI») изображен юноша с крылатой татуировкой. С ней, правда, далеко не улетишь и героем мифа не станешь. Поэтому будем проще. Как фотограф Марина Мартынова. На ее снимке «Зимний ангел Елагина острова» — две большие сосульки, обнявшие водосточную трубу. Ирония и трепет в одном флаконе.
Государственный Русский музей
Ангелы ХХ века
13 июня – 19 августа
Михаил Врубель. «Шестикрылый серафим». 1904. Фото: Государственный Русский музей
Прошлый век — время тотального человеческого страха и неистребимой надежды — вывел изображения ангелов из чисто религиозных практик в повседневность. На кого еще опереться, когда мир вокруг меняется столь быстро и непредсказуемо? Только на невидимую сущность.
Точка отсчета — Михаил Врубель, его символистские «Летящий Демон» и «Шестикрылый серафим». Неоклассическая «Голова юноши» («Красный ангел») Кузьмы Петрова-Водкина еще дает надежду на мирное решение человеческих проблем. Серия литографий Наталии Гончаровой «Мистические образы войны» с ангелами-воинами эту надежду перечеркивает. Следующая важная страница — ангелы из серии «Воспоминание о древнерусской живописи» Павла Кондратьева, ленинградского живописца и графика, ученика Павла Филонова. Серия создавалась в 1970-е, когда атеистическая власть ослабила тотальный идеологический контроль. Художник здесь вспоминает не только древних, но и супрематическое наследие Казимира Малевича.
Наталия Гончарова. «Ангелы и аэропланы». 1914. Фото: Государственный Русский музей
Финал истории остается открытым. Кто-то всерьез изображает ангелов, как скульптор Марина Спивак, использующая вечный мрамор. У художника Вадима Григорьева-Башуна в «Крыльях ангела» («Икар-XXI») изображен юноша с крылатой татуировкой. С ней, правда, далеко не улетишь и героем мифа не станешь. Поэтому будем проще. Как фотограф Марина Мартынова. На ее снимке «Зимний ангел Елагина острова» — две большие сосульки, обнявшие водосточную трубу. Ирония и трепет в одном флаконе.
Государственный Русский музей
Ангелы ХХ века
13 июня – 19 августа
Комментариев нет:
Отправить комментарий