История не сохранила имени того туриста, что первый захотел увезти из Италии живописную «открытку» на память о путешествии и тем самым положил начало целому направлению в изобразительном искусстве. Впрочем, вряд ли такой любитель прекрасного был один-единственный – эта страна на юге Европы рано или поздно соблазнила бы ценителей своими пейзажами, увековеченными на холсте.
Ведута
Каналетто. Площадь Святого Марка
В переводе с итальянского «ведута» означает – «вид». Это картина, рисунок или гравюра, где в подробностях изображен городской пейзаж. По сути, ведута – прообраз фотографии, золотое правило этого жанра – большая точность. Поэтому тот, кто заказывал художнику городской пейзаж, действительно увозил домой воспоминания о своем путешествии.
В эпоху Ренессанса пейзажу отводилась роль фона, как на картине Карло Кривелли «Благовещение»
Истоки этого жанра следует искать у «малых голландцев» - именно нидерландские художники XVII века привили европейцам интерес к изображениям городов, которым раньше уделялось не так много внимания. «Высоким» стилем в живописи считались картины на библейские и исторические сюжеты, и пейзаж, в том числе и городской, выступал лишь в роли фона, «вида из окна». Одной из первых картин в жанре ведуты и, без сомнения, одной из самых знаменитых, стал «Вид Дельфта» Яна Вермеера 1661 года.
Ян Вермеер. Вид Дельфта
С развитием техники живописи, с оттачиванием навыков перспективы художники стали все чаще обращаться к изображению природы и вообще какой-либо местности, так возник новый самостоятельный жанр – пейзаж, а с ним и одна из его вариаций – городской пейзаж, или ведута. Последний стал основным направлением творчества для многих талантливых художников XVII века – таких, как Джованни Антонио Каналь, или Каналетто, Бернардо Беллотто, Франческо Гварди, Джованни Паоло Панини. Все они были мастерами, работавшими в XVIII веке в Италии – именно тогда и там ведута достигла небывалого расцвета как жанр изобразительного искусства.
Каналетто. Большой канал Риальто
Само собой, одним из самых живописных итальянских городов в те времена, как, впрочем, и сейчас, была Венеция, поэтому неудивительно, что на ее улицах и набережных чаще, чем в других уголках страны, можно было встретить пишущего пейзаж художника-ведутиста. Каналетто, считающийся величайшим мастером ведуты, был новатором и в технике создания пейзажа – вначале он имел обыкновение делать наброски карандашом.
И. Даньян. Вид на Авиньон и мост Сан-Бенезе
Работа художников на пленэре стала проще и удобнее после появления в 1841 году оловянного тюбика для масляных красок, изобретателем стал американский художник Джон Ренд. Но в XIX веке интерес к жанру стал угасать – это было связано и с разгоравшимися на Апеннинском полуострове вооруженными и военными конфликтами, и с новыми веяниями в живописи и искусстве вообще, где на первый план постепенно выходил модерн.
Ж.-Б. Рагене. Отель-де-Вилль и Гревская площадь
Каприччио
Схожий с ведутой, но все же иной жанр пейзажа – каприччио – появился как художественный способ выражения фантазий художника – собственно, это понятно и из названия, «каприччио» в переводе с итальянского – «каприз, причуда». Так в 1617 году – «Каприччи» – назвал свою серию офортов французский художник Жак Калло. И Франсиско Гойя выпустил в 1799 году свои «Капричос». Но в истории искусства за этим термином все же стоит совсем другое.
Офорты Гойи, хоть и названные «Капричос», к жанру каприччио не относятся
Каприччио - это пейзаж, на котором художник изображает руины античных храмов и других сооружений – как реальные, так и вымышленные. Немудрено, что наибольшее признание ждало каприччио тоже в Италии – прежде всего благодаря огромному количеству древнеримских развалин и следов античного искусства на всей территории страны. К тому же в Европе XVIII века после обнаружения городов Помпеи и Геркуланума, погибших в результате извержения Везувия в 79 году, интерес к древностям был невероятно велик.
Каприччио Дж. П. Панини
Каналетто. Пейзаж с руинами
Произведения, выполненные в этом жанре, оказались удивительно востребованными, да и художникам было куда проще получить заказ у любящего старину состоятельного туриста, чем искать покупателей на жанровые и исторические полотна. В картинах-каприччио воплощалось стремление мастера к совершенству – не имело значения, насколько достоверно изображенное на холсте. Для большего эффекта добавляли стаффаж – маленькие фигурки людей и животных; случалось, их изображали не сами пейзажисты, а другие художники.
М. Риччи. Римские руины
Каприччио отличались беззаботностью, легкостью, романтическим настроением. Мастерами этого жанра были все тот же Каналетто, Марко Риччи, Джованни Пиранези, Джованни Паоло Панини.
Каприччио Пьера Антуана де Маши
Ведута и каприччио в России
Ф. Алексеев. Вид на Воскресенские и Никольские ворота
В Российской империи в жанре ведуты работали Федор Яковлевич Алексеев, которого называли «русским Каналетто», Михаил Иванович Махаев, Василий Семенович Садовников, а также некоторые выходцы из Италии, нашедшие свое призвание на российской земле – Джакомо Кваренги, Луиджи Премацци. Они создавали детальные изображения русских городов, прежде всего, старой и новой столиц, ездили «для снятия видов» в дальние губернии. Ведуты русских художников увековечивали красоту повседневной жизни, а спустя годы стали и важным историческим материалом благодаря точности в изображении деталей.
Л. Премацци. Дом Г.Г. Кушелева
М. Махаев. Вид на Фонтанку
В отечественном искусстве в XIX – XX веках городскому пейзажу все больше отводилась роль вспомогательная, позволяющая художнику точнее выразить свой замысел – лирического произведения, картины на сказочную тему или романтического сюжета. В советский период куда более востребованным видом пейзажа становится пейзаж индустриальный.
А.М. Васнецов. Шум старого парка
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160619/43416/
Комментариев нет:
Отправить комментарий