Какими были жены великих и знаменитых русских художников: Галерея женских портретов



Воистину, за каждым великим мужчиной стоит великая женщина. И пусть она даже не очень заметна на его фоне, роль ее практически всегда очень значительна. И сегодня хотелось бы немного рассказать о женах знаменитых художников и представить читателю галерею их портретов, написанных их мужьями, русскими мастерами живописи конца XIX – начала ХХ веков.

Большинство из нас знает о художниках ровно столько, сколько написано о них в школьных учебниках, а еще то, что услышали по телевизору, или же прочли в книгах. Но, как правило, в этой информации практически нет никаких сведений об их личной жизни, о тех женщинах, которые стояли за ними, любили, вдохновляли, преданно служили им в качестве муз и моделей. А это, поверьте, весьма немаловажные страницы и факты из их биографий.


Ольга Фёдоровна Трубникова-Серова



У окна. Портрет О.Ф. Трубниковой, 1885 год. Третьяковская Галерея. Автор: Валентин Серов.

Со своей будущей женой Ольгой живописец Валентин Серов познакомился во время учебы в Академии художеств, куда он поступил в пятнадцатилетнем возрасте. Их судьбоносная встреча состоялась в доме тетки художника по материнской линии - Аделаиды Семёновны Симонович. Она с мужем взяла девочку на воспитание после смерти ее безнадежно больной туберкулезом матери. Долгие девять лет влюбленные молодые люди ждали того момента, когда смогут пожениться. Не одну сотню писем написали друг другу за это время и сказали множество тёплых слов, преисполненных любви и нежности.




Жена, О. Ф. Серова, 1890 год. Автор: Валентин Серов.

И этот день настал, благодаря Павлу Третьякову, купившему у Валентина Александровича полотно «Девушка, освещённая солнцем». И тот, наконец-то, смог на вырученные деньги сыграть свадьбу с Ольгой Фёдоровной Трубниковой. Зимой 1889 года молодые венчались в Санкт-Петербурге в Храме Пресвятой Богородицы, свидетелем на их бракосочетании был сам Илья Репин.

Как-то Чистяков, учитель Серова, впервые увидев Ольгу, очарованно заявил: "Ну, с такого лица только ангелов писать...". А подруга в своих воспоминаниях писала: "Миниатюрная, с мелкими чертами лица, большими серыми глазами около маленького остренького носика была похожа на голландку... Не имея никаких запросов к своей собственной жизни, она служила Серову, как отклик всех его художественных желаний и обставила его жизнь во вкусе, который ему подходил".

Ольга обладала душевной красотой, скромностью и безмерной преданностью, она была "настоящим добрым, нежным и любящим ангелом-хранителем своей семьи - гениального мужа, шестерых детей, требующих постоянного внимания и самоотдачи".




Летом. 1895 года. Портрет Ольги Серовой жены художника. Автор: Валентин Серов.

Когда Серов в 1911 году внезапно скончался от приступа стенокардии в 46-летнем возрасте, Ольга Фёдоровна заболела тяжелой формой базедовой болезни. Ей тогда чудом удалось выкарабкаться, и она прожила еще 16 лет. И все эти годы хрупкая женщина посвятила творчеству своего мужа, его детям и внукам.

А Серов так никогда и не смог написать ее полноценного портрета. Одни лишь этюды, зарисовки, наброски. Не считая картины «Летом», где Ольга оказалась как бы случайно попавшим в кадр персонажем. Возможно, художник боялся «злого рока», чтобы по иронии судьбы не навредить самому дорогому существу. Как знать...


Надежда Ивановна Забела-Врубель



После концерта. Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель у камина. 1905 год. Автор: Михаил Врубель.

Судьбоносной была встреча художника Михаила Врубеля с Надеждой Забелой, выпускницей Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории на одной из репетиций оперы Энгельберта. Живописец был очарован тембром ее голоса и незаурядной внешностью. Почти сразу же после знакомства с молодой, подающей большие надежды оперной певицей, Михаил сделал девушке предложение. Впоследствии он рассказал ее сестре, что, если бы его избранница тогда ответила ему отказом, он бы покончил с собой. Но Наталья без колебаний дала свое согласие. И летом 1896 года в Швейцарии состоялось их бракосочетание, а затем длительное свадебное путешествие.




«Царевна-Лебедь». Автор: Михаил Врубель.

Как писал в воспоминаниях Савва Мамонтов: "Врубель благоговел перед женщинами, и всегда одна из них гостила в его сердце. Во всех изображенных им в известный период жизни женских фигурах сквозят черты той, которой он увлекался в тот момент". Однако, после 1896 года сердце художника безраздельно принадлежало только его Надежде.




Наталья Ивановна Забела, жена художника. Автор: Михаил Врубель.

И что интересно, всю их совместную жизнь Врубель был всецело поглощен карьерой своей жены. Он присутствовал на всех репетициях и спектаклях, придумывал и собственноручно мастерил ей сценические костюмы. Ну и, конечно же, неустанно писал образ своей Музы: в обычных портретах и сказочно-мифологических женских персонажах: Царевны-Лебедя, Маргариты, Снегурочки, Весны и так далее. Их единственный малыш, Савва, рожденный в 1901 году, умер во младенчестве. Эта трагедия сильно подорвала здоровье отца и, спустя девять лет, Врубель, страдавший душевной болезнью, а к тому времени еще и ослепший, скоропостижно скончался от чахотки. Наталья Ивановна Забела пережила своего мужа всего на три года и умерла в 45-летнем возрасте.


Лидия Васильевна Анкудинова-Сычкова



Портрет Лидии Сычковой, жены художника. 1903 год. Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи.

В 1903 году петербургская барышня Лидия Анкудинова пошла под венец с начинающим, но подающим большие надежды живописцем Федотом Сычковым. Сын бедного бурлака, выпускник Высшего художественного училища при Академии художеств Санкт-Петербурга Федот Сычков в то время был необычайно популярным портретистом в столице. Состоятельных заказчиков привлекало его умение писать быстро и правдоподобно, точно схватывая особенности внешнего облика портретируемых. Среди «моделей» начинающего мастера были банкиры, чиновники, светские дамы.




Портрет в черном. Портрет Лидии Васильевны Сычковой, жены художника, 1904 год. Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи.

Однако молодожены практически сразу отправилась из столицы на родину художника в село Кочелаево, Пензенской губернии. Именно там, в мордовской глубинке, молодая жена стала настоящей музой художника, его другом и любимой моделью. Изящную хрупкую фигуру и миловидное лицо Л.В. Сычковой с прозрачными голубыми глазами можно узнать на многих картинах мастера.

Лидия Васильевна прошла с Федотом Сычковым счастливый жизненный путь, разделив с художником радости и удачи, печали и горести.

Мария Федоровна Петрова-Водкина



Портрет жены, 1906 год. Таллин, музей Кадриорг. Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Свою суженую Марию-Жозефину Йованович молодой художник Кузьма Петров-Водкин приглядел во время пенсионерской поездки во Францию. Дочь хозяйки пансиона, в котором обитал художник, покорила его сердце. Добившись согласия написать ее портрет, Кузьма Сергеевич уже на третьем сеансе осмелился сделать ей предложение: "Мадемуазель Мари, не согласитесь ли вы стать моей женой?" Мари, смутившись и разволновавшись, сбежала в сад. Но уже к концу осени 1906 года молодожены сыграли гражданскую свадьбу, расписавшись в мэрии, и переехали из пригорода жить в Париж. А через год художник напишет: "Я нашел на Земле женщину..."




Портрет жены художника. Автор: Кузьма Петров-Водкин.

Вскоре чета перебралась в Россию и обвенчалась. Мари, приняв обряд крещения, стала Марией Федоровной. Супруги прожили около трех десятков лет в согласии, любви и нежности. Мара, всегда оставаясь в тени, целиком подчинила свою жизнь служению таланту мужа, хотя сама имела превосходные музыкальные данные. После его смерти она написала воспоминания "Мой великий русский муж", в которых, описывала их супружескую жизнь и свое стремление сохранить наследие художника.

Мария Мартыновская - первая жена Михаила Нестерова.



Мария Мартыновская. Автор: Михаил Нестеров.
Как известно из биографии знаменитого живописца Михаила Нестерова, у него была весьма бурная личная жизнь, и женат он был дважды. Первый раз художник пошел под венец со своей избранницей Марией Мартыновской без родительского благословения, так как его отцу пришлась не по нраву девушка из небогатой семьи, да и сам наследник сильно уж разочаровал отца. Михаил на то время никак не мог окончить художественное училище, хотя учился там уже семь лет.




Мария Мартыновская-Нестерова в подвенечном наряде. Автор: Михаил Нестеров.

Летом 1885 года влюбленные, так и не добившись родительского согласия, обвенчались. «Невеста моя, несмотря на скромность своего наряда, была прекрасна. В ней было столько счастья, так она была красива, что у меня и сейчас нет слов для сравнения», – вспоминал художник позже.

Однако счастье молодых оказалось недолгим, едва родив, Мария умерла, оставив на руках художника новорожденную дочь Ольгу. И только благодаря этому крошечному существу, художник в те годы смог пережить свалившееся на него горе.


Екатерина Петровна Васильева-Нестерова - вторая супруга



Портрет жены, Е.П. Нестеровой. 1906 год. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова. Автор: Михаил Нестеров.

Когда Нестерову было под сорок он встретил Екатерину, она была классной дамой дочери Михаила Васильевича, которая в то время училась в Киевской гимназии. Однажды молодая учительнца напросилась в мастерскую к художнику посмотреть на его работы, а тот влюбился в неё без памяти как мальчишка: "Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна и по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек", – напишет позже он своему другу.




Портрет жены, Е.П. Нестеровой. Автор: Михаил Нестеров.

Во втором браке, который был вполне счастливым, у Нестеровых родилось трое детей. Как супруга, так и все его дети позировали художнику для многочисленных портретов и сюжетных полотен, где выступали прообразами различных персонажей. Сорок лет Екатерина Петровна была верной спутницей художника, преданным другом и любимой женщиной. До самой его смерти она делила с ним все тяготы житейских будней и минуты радости.

Лола Ландсгоф-Браз



Портрет жены, 1907 год. Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск. Автор:
Иосиф Браз.

Супругой известного русского портретиста Осипа Эммануиловича Браза стала художница Лола Ландсгоф. Она была приёмной дочерью крупного немецкого предпринимателя и близкой подругой Любови Менделеевой-Блок. Девушка увлекалась живописью и даже входила в список художников Петербурга. Поэтому и не удивительно, что их знакомство состоялось в одном из петербургских художественных кружков. Объединенные общими интересами молодые люди создали семью и родили двоих сыновей. В послереволюционные годы Осип Эммануилович реставрировал старинную живопись в Эрмитаже. А в 1924-м был арестован по ряду ложных обвинений. Ему инкриминировали скупку картин для вывоза за границу.

Без особого расследования художнику вынесли приговор и отправили на Соловки. Благодаря ходатайству Игоря Грабаря, Осип был переведён в Новгород. Жена художника с детьми в это время была вынуждена покинуть Россию. Они переехали в Германию. Вследствие постоянного недоедания у одного из сыновей открылся туберкулез. Мальчика не удалось спасти даже за границей. Не зря говорят - беда не ходит одна. Вскоре умирает и второй сын. Осип, к тому времени успевший освободиться, едва успел приехать к его кончине.

Убитые горем родители, переехали в Париж, где в скором времени умирает и Лола от того же туберкулеза, а вслед за ней уходит из жизни и сам Осип Браз.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050819/43820/

Комментариев нет:

Отправить комментарий