Письмена Утрехта: Как голландцы снова превращают город в книгу, чтобы показать, что каждый из нас - герой поэмы



Храмы Утрехта глазами Яна Хендрика Верхейена.
Последние двадцать лет, как считается, уличное искусство развивается особенно бурно и достигает новых вершин - а всё потому, что люди стали расценивать город как “своё”, а не “правительственное”, пространство и стремятся его освоить тем или иным способом. Чаще всего речь идёт о стрит-арте, однако жители голландского города Утрехт очаровали мир - снова - очередным поэтическим проектом.


Голландцы снова сходят с ума по стихам
Проект поэты Утрехта начали в 2012 году. Он состоит в том, что вместе с городом неделя за неделей и год за годом растёт стихотворение. Это стихотворение дописывается по одной букве - для чего поэты собираются каждую субботу. Буквы высекаются на булыжниках мостовой. На одно новое предложение уходит до трёх лет. Если брать чисто физические размеры, то за год стихотворение становится длиннее на пять метров.

Проект создала Утрехтская гильдия поэтов (что неудивительно), и авторами первых слов и строк стали Рубен ван Гог, Ингмар Хейце, Кретьен Брёкер, Алексис де Рооде и Эллен Деквиц. Ингмар Хейце известен тем, что два года был официальным поэтом города, и его стихи можно увидеть на стенах некоторых домов Утрехта - возможно, в подражание лейденскому поэтическому проекту.




Фрагмент стихотворения Утрехта.
Для стихотворения Утрехта был специально разработан шрифт, и каменщики высекают новую букву в булыжнике, сверяясь с образцом. Вот примерный перевод уже высеченной в камне части:

“Где-то придётся начать, чтобы дать больше места тому, что было - меньше и меньше его остаётся тому, что есть. Чем дальше пройдёшь, тем лучше - ну, так иди же.

Оставь за собою след. Не думай о миге, в который ты есть - мир стелется под ноги вечной дорогой. Когда-то были иные пути - их время ушло.

И ты изменился уже. Главный герой этой книги, что длится, не зная конца. Время - твоё, книга - твоя. Прочти её и напиши.

На всяком своём шагу - говори о себе. В этой истории каждый из нас исчезнет, кроме тебя. И этих письмён, запечатанных в камень, как буквы на наших надгробьях.

Сыпется крошкой собор. К небу вздымается пальцем - чтоб указать виновного или потребовать времени капельку больше. Он нам даёт направление - точно, словно русло канала прохожим.

Хватит глядеть под ноги. Выше взгляд! Там, над землёю, парят храмы славного Утрехта. Выше руки! Пусть они будут, как колокольни этих церквей. Быть, быть сейчас - так хороша погода...

Пусть улетает взгляд - дальше, до горизонта, как доказательство жизни. Всякий твой шаг - новые письмена в память того, что было.”

Предполагается, что линия из высеченных в камне букв сложится двумя первыми буквами имени города - U и T. На работу каменщиков деньги собирают горожане, и если им не надоест, то, может быть, хватит стихов и на полное название Утрехта. Как продолжатся уже высеченные строки, поэты держат в строжайшем секрете.




Фрагмент стихотворения Утрехта.

Социальная скульптура: сверхактуальный жанр современности
Проект уже называют одним из самых значимых и интересных экземпляров в жанре социальной скульптуры. До утрехтского стихотворения чуть ли не главным проектом в жанре были немецкие семь тысяч дубов - именно столько деревьев посадили волонтёры немецкого города Касселя в восьмидесятых, снабдив каждый личной маленькой базальтовой плитой. Хотя деревья в городе, казалось бы, не способны никого удивить, но семь тысяч дубов радикально изменили облик улиц.

Символика дуба особенно ярко воспринимается в Германии, где в дохристианские времена это дерево было священным. Таким образом художник и его команда подчеркнули, что планета имеет огромное значение, она подвергается осквернению, которое должно быть остановлено - города не должны быть скверной на теле Земли.




Йозеф Бойс, автор проекта, сажает деревья.
Жанр социальной скульптуры предполагает не только использование искусства для того, чтобы обратить внимание на актуальные или вечные проблемы, но и активное вовлечение большого количества людей - или они вовлекаются в создание проекта, или скульптура провоцирует их на взаимодействие, побуждая трогать, осматривать со всех сторон, заставляя поначалу путаться в том, что они видят перед собой - и всё для того, чтобы люди в итоге взаимодействия с проектом поневоле задумались.

Социальная скульптура предполагает, что это очень важно - что каждый может быть немного творцом, и это делает множество людей, действующих вместе, коллективным автором больших проектов. Манипуляция с уже созданной скульптурой при этом рассматривается как продолжение акта творения.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160819/43922/

Комментариев нет:

Отправить комментарий