История Жереми Позье похожа на сценарий приключенческого фильма. Здесь есть и большое путешествие, и придворные интриги, и настоящая «игра престолов»… Именно этот скромный швейцарец стал любимым ювелиром трех императриц и принял участие в создании главной реликвии Романовых.
Его отец, господин Этьен Позье, отправился в Петербург из Женевы с двумя своими сыновьями… пешком. Он планировал встретиться там со своим братом, уже надежно обосновавшимся в Российской империи при дворе Петра II в качестве лекаря. Их путь длился почти полтора года.
Они пересекли пешком несколько стран Европы. В Германии у них кончились деньги, и в Гамбурге господин Позье оставил младшего из сыновей, Филиберта – фактически продал. Формально Филиберт был устроен учеником к ножовщику и больше никогда не видел ни своего отца, ни брата.
В Петербурге Этьен узнал, что его брат перебрался в Москву, после чего состоялись еще шесть недель пешего хода. Языка путешественники не знали и с трудом объяснялись жестами, но сумели найти правильную дорогу. Однако счастливой встречи не произошло – оказалось, что дом того самого брата сгорел вместе с Немецкой слободой.
Украшения, созданные Позье.
Некоторое время Этьен и Жереми ютились с семьей родственника в крохотной квартирке, но затем отправились Архангельск к давнему другу Этьена, который был назначен комендантом Архангельска. Тут подросток Жереми попал на военную службу, но покровитель умер, и семейству Позье пришлось вернуться в Москву.
Табакерка с драгоценными камнями.
Табакерка с гербом.
Позье стал любимым императором российских императриц.
Украшение, созданное Позье.
Брошь от Позье.
Драгоценности, созданные Позье
Однако по-настоящему высокого статуса Позье добился только после смерти своей высочайшей покровительницы.
Знаменитые броши-букеты Позье.
Драгоценности, созданные Позье.
Букеты от Позье.
Позье называют «ювелиром трех императриц» - и все три были в восторге от его работ, как и их фрейлины. Для дам из высшего света Позье создавал букеты – вечные букеты, которые никогда не завянут, никогда не померкнут и никогда не потеряют своей блистательной красоты. Эти ювелирные композиции женщины носили приколотыми к лифу или наградным лентам. Будучи человеком с чувством юмора, Позье включал в эти композиции фигурки насекомых – предвосхитив изысканных инсектов модерна. Он подставлял под камни цветную фольгу, чтобы обеспечить более мягкий и сложный цвет.
Драгоценные букеты от Позье.
Табакерка с драгоценными камнями
В соавторстве со своим былым конкурентом Экартом он создал главную реликвию Романовых – Большую императорскую корону (правда, в мемуарах указал себя единственным автором). Корона должна была весить не более двух килограммов. Экарт создал эскиз, но он не умел огранять камни так, как Позье. Жереми использовал восковой макет по эскизам Экарта, чтобы расположить бриллианты максимально эффектно – а их там почти пять тысяч. Всего за пару месяцев команда мастеров создала самую знаменитую корону Российской империи (кстати, погоня за ней в фильме «Неуловимые мстители» - художественный вымысел, шедевр Экарта и Позье никогда не покидал страну).
На портретах российских императриц можно увидеть украшения от Позье.
Корона стала последней известной работой Позье в России. Здесь он не нажил особого богатства из-за своей доверчивости – должники не спешили платить за выполненные драгоценности. Впрочем, его сбережений хватило на то, чтобы спешно и при странных обстоятельствах покинуть Россию с женой и взрослыми дочерьми и вернуться в родную Женеву.
Перстни с бриллиантами, ограненными Позье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий