Конфликт поколений испокон веков был самым значительным фактором отношений между отцами и детьми, начиная с царских родов и заканчивая семьями простолюдинов. Не обошел он стороной и семейство художников Мясоедовых, чуть было не закончившийся трагически.
Иван Грозный убивает сына. Автор Илья Репин.
Многие помнят историю создания картины Ильей Репиным "Иван Грозный убивает сына", а также знают о роковых обстоятельствах, настигших моделей и самого создателя этого полотна. Так, Всеволод Гаршин, позировавший для образа убитого царевича, в состоянии глубочайшей депрессии выбросился с четвертого этажа. А художник Григорий Мясоедов, послуживший моделью для образа царя Ивана Грозного, однажды в гневе чуть было не убил своего маленького сынишку, в будущем ставшего также художником… "Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица", - говорил потом художник.
У самого же автора полотна, вскоре отсохла правая рука, и до конца жизни Репин был вынужден работать левой. Мистика, скажете… Как знать?...
Портрет Григория Мясоедова. Автор: Иван Крамской. / Фото Ивана Мясоедова.
Однако речь сегодня не о картине Репина, а о судьбе художника-передвижника Григория Мясоедова, имя которого после его смерти было забыто… И как бы вы думали из-за чего? К забвению талантливого живописца руку приложил самый родной человек. Сразу после кончины Григория Григорьевича сын Иван, тот самый, которого отец чуть не убил, за бесценок распродал все вещи и отцовскую коллекцию живописи. Музейщики, правда, уберегли около двух десятков холстов и альбомы с зарисовками художника, по которым мы сегодня можем судить о творчестве русского живописца Григория Мясоедова, творившего во второй половине 19 столетия.
Что же помешало двум родным и талантливым художникам - отцу и сыну, жить под одной крышей и находить общий язык? Неужто пресловутое полотно Репина? Об этом и многом другом далее, в обзоре.
Страницы из биографии Мясоедова-старшего
Портрет Григория Мясоедова. Автор Илья Репин.
Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) - выдающийся русский живописец, вошедший в историю русской культуры прежде всего как основатель движения передвижничества в среде художников. Он был бессменным — в течение почти сорока лет — членом правления Товарищества передвижных художественных выставок. В конце 1860-х годов именно Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников, и именно он стал автором первого его устава. Поэтому русская история искусства буквально обязана Мясоедову самыми яркими своими страницами.
Подробнее читайте:Живописный бунт: Как 14 лучших выпускников Императорской Академии художеств отказались от золотой медали, и что из этого вышло.
Григорий Мясоедов - русский живописец.
Лишенный родительского благословения
Григорий Мясоедов из старинного дворянского рода Тульской губернии. Одаренный мальчик в детстве много читал и рисовал. Отец всячески поощрял интерес сына к художеству и литературе. Но находить общий язык двум Григориям по складу их характеров было совсем непросто - однажды они так разругались, что родитель полностью лишил отпрыска материальной помощи. И Григорий-младший так и уехал в Санкт-Петербург, не получив отцовского благословения на то, чтобы стать художником.
В столице Мясоедов становится вольнослушателем Академии Художеств, и на протяжении всех 10 лет учебы будет бедствовать. "Жил на Васильевском острове в бедной комнате. Работал на кондитерскую, где пеклись пряники, - я с товарищем разукрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам - эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали в бараке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла", - так вспоминал нелегкие студенческие годы Григорий.
Страдная пора (Косцы). (1887 год). Государственный Русский музей, С.-Петербург. (Одно из самых известных произведений художника Григория Мясоедова было приобретено императором Александром III).
Тем не менее Академию молодой художник окончил хорошо и получил пенсионерскую поездку в Европу за счет государственной казны. Жил и работал в Италии, а созданные там картины переправлял в Россию. За них ему присудили большую и малую золотые медали. Творческая жизнь пошла вгору, а с ней и доходы.
И теперь, казалось, молодой преуспевающий художник уже позабыл ссору с отцом, но для своего сына в будущем Григорий станет таким же "грозным" и непоколебимым.
Григорий Мясоедов. Автопортрет.
Характер - это судьба
Характеризуя художника с психологической точки зрения, нужно отметить, что сферой реализации всего творческого и жизненного потенциала у Григория Мясоедова была не семья, а среда. Он был весьма сложным человеком, в общении с которым многим становилось не по себе, в особенности это касалось самых близких. Его резкий характер полностью отражала его внешность: "Высокий, с умным лицом, длинным и искривлённым набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными въедливыми глазами". И речь его звучала оригинально, выражая передовые мысли, а иногда парадоксы. Очень часто она сопровождалась иронией, едким сарказмом, насмешкой.
Григорий Мясоедов с сыном Иваном.
Его первый брак был несчастливым и бездетным. Жена художника, не выдержав несносного характера мужа, оставила его. Позже 47-летний Мясоедов сошелся со своей ученицей, молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила живописцу сынишку Ванечку. Однако тот совершенно был уверен, что сын не его кровиночка, и потому официально оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а супруге категорически запретил проявлять материнские чувства к малышу и называть себя "мамой". Все детские и юношеские годы Ваня был уверен, что Ксения его кормилица и прислуга в их доме, а родной отец - его опекун.
Автор: Г.Г. Мясоедов.
Ксения действительно мало чем напоминала жену, она по большей части хлопотала по хозяйству, выполняя функции экономки, кухарки и няни. А Григорий Мясоедов, будучи уверен в том, что в свое время девица поймала его «словно перепела в сети», благосклонно принимал ее заботу, позволял ей жить рядом.
Горемычное детство Ивана
Едва малыш подрос, Мясоедов и вовсе отдал отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселёву в Москву. (Как раз в то время он позировал Репину для образа Ивана Грозного). Киселевы детей любили, у них было семеро своих. И с Ванечкой Мясоедовым, который был ребенком с причудами, достаточно не плохо мирились.
Однако, спустя несколько лет, отец признал, что в маленьком Иване течет его кровь. И случилось это благодаря казусу, который произошел в доме Киселевых. Накануне там собралось множество гостей, в том числе прибыл и сам Григорий Мясоедов. Когда гости пожелали увидеть воспитанника Киселевых - Ваню, те долго отпирались, но пришлось все же привести сорванца на обозрение собравшихся.
И тут 7-летний Мясоедов-младший, представ перед множеством глазеющих на него гостей, не долго думая, направился к художнику Николаю Маковскому, брату известного Константина Егоровича... и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. Все остолбенели, а у Мясоедова-старшего вмиг развеялись все сомнения — «мой сын»,- с гордостью подумал он. И в тот же день он забрал свою кровиночку домой, под Полтаву.
Мальчик-итальянец, Музей *Спасское*. Тула.
Однако и после этого никаких существенных изменений в отношениях отца к сыну не произошло. В момент агрессии художник однажды так ударил мальчугана, что даже подумал, что убил отпрыска. Но,слава Богу обошлось.
В 1899 году умерла от туберкулёза мать Ивана, единственная добрая душа, которая любила его. А узнал он всю правду о ней после ее смерти, когда Григорий Григорьевич случайно оговорился. Новость о том, что он не приемыш вовсе, а родной сын художника, потрясла его до самых глубин души. Мясоедов-младший фактически отрёкся от отца, он переселился во флигель и месяцами не разговаривал с нерадивым родителем.
Графический автопортрет Ивана Мясоедова.
Однако, не смотря на все передряги в семействе Мясоедовых, отец старался дать сыну достойное образование, в частности художественное. Почти 10 лет Иван посещал частную художественную школу, организованную в Полтаве его отцом. Затем была Академия Художеств в Петербурге и увлечение силовым спортом... Но всю жизнь яростная нелюбовь отца к сыну была камнем преткновения, который определил направление всех будущих жизненных дорог Мясоедова-младшего - "дорог извилистых, непредсказуемых, подчас очень скользких".
Одним словом была жизнь у Ивана Мясоедова очень бурная и насыщенная, полная приключений и достойная подробного рассказа в следующем обзоре. Там же можно будет прочесть и о расплате Мясоедова-старшего и о сладостной мести Мясоедова-младшего.
Галерея живописных полотен Григория Мясоедова.
Пристань в Ялте. 1890 год. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Автор: Г.Г. Мясоедов.
Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. (1873 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Г.Г. Мясоедов.
Пейзажная живопись Григория Мясоедова. Автор: Г.Г. Мясоедов.
Сам с собою, или Игра в шахматы. 1907 год. Музей шахмат. Автор: Г.Г. Мясоедов.
Портрет старика. Частная коллекция. Автор: Г.Г. Мясоедов.
Пейзажная живопись Григория Мясоедова. Автор: Г.Г. Мясоедов.
Портрет бородатого крестьянина с посохом и жестяным чайником. 1898 год. Частная коллекция. Автор: Г.Г. Мясоедов.
Дорога во ржи. 1881 год. Третьяковская галерея. Автор: Г.Г. Мясоедов.
Поздравление молодых в доме помещика. 1861 год. Русский музей, Санкт-Петербург. Автор: Г.Г. Мясоедов.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150919/44143/
Комментариев нет:
Отправить комментарий