Винсент Лауренс ван дер Винне (1628–1702) - голландский художник и писатель. Первоначально ван дер Винне занимался ткацким делом, но затем, ощутив тягу к изобразительному искусству, решил сосредоточиться на живописи. Особенно популярны натюрморты этого мастера, в которых он скрыл и свой собственный портрет. Дер Винне был единственным (по имеющимся историческим данным) учеником Франса Халса, художника Золотого века Голландии, который фактически нарисовал его портрет в 1660 году.
Живопись Ван дер Винне - это в основном натюрморты vanitas и жанровые сцены, многие из которых включают портретный бумажный эскиз самого живописца. Позже его стиль был скопирован Эвертом Коллиером, Питером ван Эйзеном и Барентом ван Эйзеном.
Vanitas (лат. «Тщеславие») - жанр натюрморта, который процветал в Нидерландах в начале XVII века. Отправной точкой зарождения жанра был голландский город Лейден, позже перешедший на всю территорию Нидерландов, а также в некоторые части Франции и Испании. Живопись vanitas содержит коллекции предметов, символизирующих неизбежность смерти, мимолетность и тщеславие земных достижений и удовольствий. Он призывает зрителя задуматься о смертности и покаяться. Художники Vanitas посвятили себя тому, чтобы донести до процветающей публики, что вещи этого мира - удовольствия, деньги, красота, власть - не вечны. Их работы провозглашают: жизнь - это все, что есть, поэтому не позволяйте ей пройти, пока не насладитесь всеми ее удовольствиями. Vanitas развился из простых изображений черепов и других символов смерти и мимолетности, часто нарисованных на оборотных сторонах портретов во время позднего Ренессанса.
Натюрморты vanitas содержат определенные стандартные элементы:
- символы искусств и наук (книги, карты и музыкальные инструменты),
- богатство и власть (кошельки, украшения, золотые предметы, оружие). Оружие и доспехи - символ власти и обозначение того, что вы не можете взять с собой в могилу.
- земные удовольствия (игральные карты). Кубки, игральные карты или кости, шахматы - признак неудачной жизненной цели, поиска удовольствий и греховной жизни.
- символы смерти или мимолетности (черепа, часы, горящие свечи, мыльные пузыри и цветы),
- символы воскресения и вечной жизни (бабочки, гусеницы, колосья или веточки плюща и лавра),
- символы непостоянства (часы или песочные часы, гниющие цветы или гниющая пища). Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие в переносном смысле богатства и благополучия.
Картины Ван дер Винне известны именно жанром vanitas.
Символы vanitas
Картина "Vanitas"
Первое, что зритель видит на этой картине - абсолютно произвольное расположение элементов, беспорядок, хаос. Очень много разных предметов лежат на столе и все они являются символами vanitas. Большая потрепанная книга, небесный шар и другие научные инструменты, включая компасы, очки, указывают на несовершенство и мимолетность человеческого знания. Лютня и две флейты напоминают зрителю, что музыка доставляет лишь мимолетное удовольствие. Картина также содержит несколько символов, которые в целом относятся к смертности, такие как песочные часы, пузыри и череп. Череп увенчан лавровым венком («Конец венчает дело»).
Над краем стола висит лист бумаги с изображением самого художника. Добавляя свой собственный портрет к натюрморту Ванитаса, Винсент ван дер Винне дает своей картине дополнительное послание: все земное и человеческое преходяще, но искусство вечно, и художник увековечен своим искусством.
"Ванитас с королевской короной"
Данный натюрморт художника символизирует большие богатства (особенно, объединение короны и шкатулки, переполненной драгоценными камнями). Вместе они напоминают нам о том, что богатство и сила бесполезны перед лицом смерти, которая вызывает вернуться к отрывку из книги Екклесиаста в Библии (1:2 - "Суета сует", - сказал Екклесиаст. "Суета сует, - все суета!"). Папские тиары, короны и скипетры в жанре vanitas - признаки преходящего земного владычества, которое контрастирует с небесным миропорядком. Все на картине "кричит" о богатстве: мерцающие жемчужины, черные и красные драгоценные камни и жемчужно-серый мерцание кубка Наутилуса, украшенного золотыми фигурами. Когда кто-то смотрит на картину, его соблазняет богатство, которое находится перед ним, но он не может забыть о черепе, символизирующем смерть и мимолетность жизни, и все это служит предупреждением о том, что не следует быть обманутым земным богатством. Перья символизируют надежду, веру и милосердие, а также свободу (благодаря полету). Перевернутая корона символизирует, что когда-то главенствующая власть была побеждена смерть. Даже украшенный драгоценными камнями меч, который когда-то был символом могущества, не устоял перед смертью.
Винсент Лауренс ван дер Винне. Суета сует. 1685
И в этот натюрморт художник включил автопортрет, заметно отраженный в сфере, почти в центре композиции. Включение собственного сходства художника придерживается давней традицией в голландской живописи вставлять автопортреты в отражающие поверхности (мотив, аналогично используемый Кларой Петерс, Ян Давидс де Хемом, Ян ван Эйком и др.). Образ художника, отраженный на поверхности такого деликатного носителя, как стекло, символизирует хрупкость человечества. Сфера напоминает изображение мыльного пузыря, самого распространенного мотива в натюрморте, который снова напоминает о мимолетной преходящей природе жизни.
Таким образом, картины vanitas выполняли две социально значимые функции. В первую очередь это был статус - картины с элементами богатства, власти не каждый мог себе позволить или увидеть в своей повседневной жизни. Они являлись подтверждением солидного положения владельца. Еще одна функция состояла в том, чтобы навязать обществу жесткое моральное поведение. Таким образом, предполагалось, что эти роскошные картины служат высшей цели - напомнить людям о хрупкости бытия.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210919/44198/
Комментариев нет:
Отправить комментарий