В эпоху промышленной революции, в эру дымящихся машин и выставок промышленных достижений, он стремился вернуть Англию в средневековье, а своих современников – к подлинному христианству. Романтик и мечтатель, Огастес Пьюджин приложил руку к созданию ключевых сооружений Великобритании, не желая взамен ни славы, ни богатства…
Вестминстерский дворец.
Тридцатые годы XIX века – время революций: политических, культурных, научных… Увлечение социалистическими идеями пронизывает общество от представителей богемы до полуграмотных рабочих и обитателей трущоб. Лондон задыхается от смога, вызванного фабриками и заводами. Ежедневно, если не ежесекундно, появляются новые изобретения, одним из которых суждено изменить ход истории, другим – остаться в безвестности. Машины наступают – жуткие, дымящие, грохочущие…
Церковные скульптуры, придуманные Пьюджином.
В искусстве того времени царствовала эклектика, громоздкий, пафосный георгианский стиль, отсылки к историзму и экзотические мотивы. Лондонская архитектура существовала, по сути, в двух ипостасях: это были роскошные дома богачей с лепниной и колоннами – и уродливо теснящиеся жилища бедняков.
Многие архитекторы, инженеры и художники искали выход из сложившейся ситуации, пытались решить проблему архитектурного облика Великобритании. Но мало кто из них был так радикален, как Огастес Пьюджин.
Плитка со средневековыми орнаментами, разработанная Пьюджином.
Орнамент, разработанный Огастесом Пьюджином.
Огастес Уэлтби Нортмор Пьюджин родился в 1812 году в семье французского эмигранта Шарля Огюста Пьюджина – архитектора, педагога, художника-графика и декоратора, который главной трагедией своей жизни считал французскую революцию и свержение монархии. Боль по прекрасному, но потерянному прошлому он пронес через всю свою жизнь – ее вкупе с художественным талантом унаследовал, но иначе интерпретировал его сын.
Мебель по проектам Огастеса Пьюджина.
Мебель в неоготическом стиле.
Огастес Пьюджин вырос, наблюдая за деятельностью отца, выполнявшего иллюстрации к книгам о готической архитектуре.
Мебель по проектам Огастеса Пьюджина.
Мебель в неоготическом стиле.
Мебель в неоготическом стиле.
Уже в пятнадцать лет он принял участие в создании мебели для Виндзорского замка. Затем было оформление декораций в Королевском театре в Ковент Гарден, попытка организовать собственную мебельную мастерскую, долговая тюрьма, счастливый брак, смерть родителей, жены и… обращение в католицизм.
Эскизы Огастеса Пьюджина.
Это был смелый шаг в протестантской Англии, где, согласно анекдоту, связь с представителем своего пола предпочтительнее брака с протестантом. Но Пьюджин не остановился на принятии католицизма.
Сравнение классической и готической архитектуры в книге Пьюджина.
В двадцать четыре года он издал за свой счет историко-философский труд «Контрасты» (или «Противопоставления»). Он сравнивал не только готическую архитектуру с современной, но и протестантизм с католицизмом, предполагая, что современное ему падение нравов напрямую связано с «трагедией Реформации».
Рисунок Огастеса Пьюджина - средневековый город.
Он считал архитектуру выражением духовных качеств людей, и если культура и религия определяют вид зданий, то верно и обратное – окружение в стиле дореформаторского периода мистическим образом сформирует новую, чистую, высокодуховную личность, изменит общество.
Сравнение классической и готической архитектуры в книге Пьюджина.
Промышленную революцию с ее чадящими машинами и бедствующими рабочими он считал прямым следствием Реформации. Проще говоря, Огастес Пьюджин предлагал полностью перестроить Великобританию в соответствии со средневековыми принципами и тем самым вернуть человечество на путь истинный.
Сравнение классической и готической архитектуры в книге Пьюджина.
В своем стремлении вернуться в средневековье Пьюджин был близок ордену назорейцев (общине немецких художников, живущих в соответствии с распорядком средневековых ремесленных цехов) и движению прерафаэлитов, но подходил к проблеме одновременно и наивнее, и масштабнее.
Рисунки Огастеса Пьюджина.
При всем тяготении к историзму, Пьюджин считал, что технические элементы, несущие конструкции, гвозди и другие крепления не должны декорироваться и прятаться – наоборот, в средневековой архитектуре они играли и функциональную, и декоративную роль.
Собор в неоготическом стиле.
Собор в неоготическом стиле.
Для себя, своей второй супруги и детей он построил знаменитый дом в готическом стиле с видом на море. Говорят, что из окна библиотеки он часто видел терпящие бедствие суда и всегда был готов придти на помощь на своей лодке «Каролина». "Жить следует ради архитектуры и лодки", - говорил он. Для пострадавших моряков Пьюджин организовал приют – на собственные средства.
Дом Огастеса Пьюджина в Рамсгейте.
Собор в неоготическом стиле.
Он мог отдать свои ботинки нищему и продолжать путь пешком, работал, как одержимый, но не гнался за деньгами и не стремился заводить полезные знакомства. Воплощая свои мечты о подлинно христианской архитектуре, Огастес Пьюджин и сам стремился быть настоящим христианином.
Орнамент, разработанный Огастесом Пьюджином.
Орнаменты, разработанные Огастесом Пьюджином.
Орнаменты, разработанные Огастесом Пьюджином.
Несмотря на кажущуюся нелепость – вперед, в прошлое! – его взгляды нашли отклик у католиков, нуждающихся в собственных церквях на территории Англии. К тридцати годам он спроектировал форму и внутреннее убранство как минимум двадцати двух церквей и трех соборов.
Церковная утварь и декор.
Пьюджин разрабатывал и интерьеры, и экстерьеры.
Внутреннее убранство церквей.
В 1830-х годах Пьюджин работал совместно с архитектором Чарльзом Барри, проектируя здание британского парламента в Лондоне – он создал больше тысячи рисунков внутреннего убранства.
Интерьеры, разработанные Пьюджином.
Интерьеры, разработанные Пьюджином.
Пьюджин, великолепный рисовальщик, разрабатывал орнаменты для витражей, текстиля, плитки, обоев – все с отчетливым налетом средневековья.
Орнамент для обоев.
Орнаменты для обоев.
Обои с орнаментом Огастеса Пьюджина в интерьере.
В 1851 году он работал над Средневековым двором для Всемирной промышленной выставки.
Но главная постройка в жизни Огастеса Пьюджина была впереди.
Вестминстерский дворец.
Чарльз Барри, выполнявший в 1852 году реконструкцию Вестминстерского дворца после пожара, обратился к Пьюджину за помощью – никак не удавалась одна из башен. Вот только Пьюджин перед этим провел несколько месяцев в лечебнице для душевнобольных, где оказался в результате «нервного срыва» - за этим расплывчатым словосочетанием скрываются и последствия многолетней напряженной работы, и депрессия из-за смерти второй жены, и проблемы с памятью, и, по мнению некоторых исследователей, нейроформа сифилиса, заразиться которым в Англии в те годы было проще простого. В момент просветления – или божественного озарения? – Пьюджин набросал силуэт башни с часами...
Эскизы Огастеса Пьюджина.
Он умер в сорок лет, так и не увидев воплощения своего замысла и не узнав, что его творение стало настоящей «визитной карточкой» Великобритании.
Вид на Вестминстерский дворец и церковь в неоготическом стиле.
Церкви в неоготическом стиле.
Наследие Огастеса Пьюджина – это множество католических церквей на территории всей Англии, философские тексты об архитектуре и религии, значимые идеи в области строительства и декорирования, ключевые здания, ставшие британскими «брендами», и двое сыновей, продолживших дело отца.
Церковь в неоготическом стиле.
Текст: Софья Егорова.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/230919/44202/
Комментариев нет:
Отправить комментарий