Папскую трапезу кисти Веронезе взялись восстанавливать уже в четвертый раз

Многострадальное полотно столь часто подвергалось вмешательству реставраторов в прежние времена, что одна из главных задач сегодня —не перепутать результаты трудов автора с тем, что привносилось позднее




Паоло Веронезе. «Трапеза Григория Великого». 1572. Фото: Courtesy of Intesa Sanpaolo

У полотна Паоло Веронезе «Трапеза Григория Великого» (1572) очень непростая судьба: написанное для монастыря Санта-Мария ди Монте Берико в Виченце, оно вместе с другими произведениями было вывезено наполеоновскими войсками во Францию, затем возвращено на родину, а вскоре оказалось разрезанным на 32 части австрийскими солдатами во время австро-итальянской войны 1848 года.

Картина изображает трапезу папы Григория I с дюжиной бедных паломников, включая неузнанного Христа, сидящего по правую руку от понтифика. На сегодня это единственная из монументальных «Трапез» Веронезе, находящаяся в том самом помещении, для которого создавалась, — в бывшей монастырской трапезной. До начала 2021 года прямо здесь будет идти обследование и расчистка холста. В роли спонсора проекта выступает итальянская банковская группа Intesa Sanpaolo. Израненное полотно площадью 39 кв. м уже снято со стены, специалисты начали работу.

По словам Валентины Пьован, которая руководит проектом, предварительный анализ обнаружил «толстый слой потускневшего лака», «угрожающий целостности картины». Но, прежде чем очистить полотно, ее команда проведет неинвазивный инфракрасный и ультрафиолетовой анализ, чтобы реконструировать этапы творческого процесса Веронезе. Реставраторы надеются также точнее определить химический состав пигментов, связующего вещества и имприматуры (цветной тонировки грунта), которые использовал художник.

Важная задача состоит в том, чтобы с уверенностью отличить кисть Веронезе от усилий предыдущих реставраторов: Антонио Флориан занимался картиной в 1817 году, Андреа Тальяпьетра — в 1858-м (ту реставрацию оплатил австрийский император Франц-Иосиф I в качестве компенсации ущерба) и Антонио Лаццарин — в 1973-м. «Мне нужно определить, с чьей работой я имею дело в каждом отдельном случае, и решить, сохранять этот элемент или удалять», — объясняет Пьован. И уточняет, что будет руководствоваться принципом «минимального вмешательства». В отдельных случаях краски XIX века, как правило на масляной основе, неизбежно придется рассматривать как «неотъемлемую часть произведения». 
http://www.theartnewspaper.ru/posts/7442/

Комментариев нет:

Отправить комментарий