Откуда взялся популярный сюжет «с ребёнком под мышкой» и другие новаторства художниц в искусстве



Откуда взялся популярный сюжет
Каждый гений стоит на сотне чужих плеч, как известно - и, когда дело касается живописи, не все осознают, что часть этих плеч - женские, и некогда множество художниц повернуло искусство на одну из его новых дорожек. Вот несколько знаковых имён, которые стоит знать эрудированному человеку.


Искусство автопортрета
Есть две женщины, радикально вошедшие в историю такого жанра, как автопортрет. Во-первых, придворная художница Марии Австрийской - сестры и наместницы испанского короля - Катарина ван Хемессен. Эта голландская художница шестнадцатого века подарила миру “автопортрет за мольбертом” как явление. Да, и до того художники являли себя на полотнах - но обычно тайно вписанными в толпу. После Катарины не было, наверное, ни одного живописца, не запечатлевшего себя за холстом с кистью в руке.

Фрида Кало, как полагают некоторые, буквально создала психоаналитический портрет как жанр искусства, а не диагностический метод. Её красочные, одновременно мрачные и переполненные жаждой жизни полотна очень часто сконцентрированны на самой художнице, но представляют её в фантастических образах или умозрительных ситуациях, раскрывая таким образом внутренний мир и процесс изменения психики вслед за изменениями тела (как известно, Фрида очень страдала от последствий тяжёлой травмы и неудачной операции). До Фриды художник, если и заглядывал в автопортрете в себя, то, скорее, размышлял о своём характере или пытался передать свой образ мысли. В общем, скользил почти на поверхности.




Картина Фриды Кало.

Семейный портрет
Все знают, как выглядят идеальные семейные портреты - когда люди не стоят рядком, а расположены красивой композицией и, если делает фотохудожник, а не рядовой доброволец, взглянув на портрет, каждый может угадать характер членов семьи и отношений между ними. Так вот, такая очевидная подача семейного портрета очень долго не приходила в голову художникам. Отдельного жанра портрета семьи не было - если надо было изобразить нескольких родственников вместе, их располагали рядком, как на любом официальном массовом портрете, или вписывали в не связанный с историей семьи сюжет персонажами.

Придумала жанр другая художница при испанском дворе, итальянка Софонисба Ангвиссола, и в очень раннем возрасте - ещё подростком, изображая своих родных. В конце девятнадцатого века свою лепту внесла британка Лаура Найт, изобразив Ламорну Бёрча с дочерьми так, что в эпоху казуальных семейных фотографий у каждого родителя обязательно, кажется, должен был быть портрет с ребёнком под мышкой - классический сюжет!




Портрет Ламорны Бёрча от Лауры Найт, самой известной британской художницы.

Создательницы “национальных” стилей
В эпоху модерна многие задумывались о том, как соединить достижения живописи и почти забытые или утраченные народные стили, так, чтобы сама манера рисунка на холсте или бумаге немедленно выдавала национальный характер изображённого. В каждой стране были свои патриоты кисти и карандаша. В Шотландии тот стиль, который мы теперь считаем по-умолчанию кельтским, создали Маргарет Макдональд и группа её единомышленниц, известных теперь как Глазго Гёрлз - большой кружок шотландских художниц. В России это была Елена Поленова и Татьяна Маврина - чуть не каждый иллюстратор народных потешек, песенок и побасенок ещё долго подражал именно им как эталону русского стиля.

Кстати, повлияли создательницы национальных стилей не только на книжную иллюстрацию. Макдональд, как известно, вдохновила Густава Климта, и он радикально пересмотрел свою манеру живописи.




Иллюстрация Мавриной.

Гляди, а не высчитывай
Концепция правополушарного рисования - когда важнее уметь следить глазом за изгибами. очертаниями, пятнами тени и цвета, чем уметь простроить анатомию человека или структуру предмета - основывается на опыте ряда художников-самоучек, в том числе - на истории и картинах Екатерины Билокур, украинской гениальной рисовальщицы начала двадцатого века, большую часть картин которой составляют избражения цветов с натуры со всеми их прихотливыми абрисами, зазубринками, переливами цвета.

Екатерина была самоучкой и, хотя в зрелом возрасте по своей инициативе изучала историю и теорию живописи, никогда не пыталась простраивать картины и их детали, доверяя непосредственному, чувственному визуальному восприятию, а не своему умению (или неумению) проанализировать простейшие составляющие сложной формы.




Картина Катерины Билокур.
Кстати, ещё одна женщина вошла в легенды именно благодаря сотням своих рисунков растений с натуры - Марианн Норт. Хотя ботанический рисунок существовал и до неё, она развила его до крайних высот, став образцом для следующих представителей жанра, и, кроме того, помогла открыть множество новых растений - не только благодаря наблюдательности и точности рисунка, но и потому, что самостоятельно добиралась в места, куда учёные не решались пока отправлять экспедиции.


Абстракционизм
В абстрактной живописи много поджанров, и один из них, орфизм (когда цветом и формой передают звук и темп движения), изобрела семейная пара, в которой вела женщина - Соня Делоне. Она также стала первой художницей, которая успешно смогла сочетать высокое искусство и совсем не высокую - удобную в быту - моду. Художники, которые ради концепции переносили абстракционизм в производство одежды, терпели в быту поражение - их наряды было невозможно носить, ведь они не понимали принципы организации костюма. Соня отличалась практической сметкой и умением не терять художественный стиль ради упрощения, так что её модные коллекции выбиваются из многих других образцов синтеза живописи и пошива одежды.




Модный эскиз Сони Делоне.
Кроме орфизма, из кубизма вышел и уникальный стиль Тамары де Лемпицкой, скандально известной польской художницы двадцатого века: её картины не столько распадаются на составные, сколько словно собираются из разноцветной, холодно посверкивающей металлической стружки. Позже появилось много её подражателей (как ни странно, часто - в СССР), но до сих пор эффект металлической статуи на холсте стойко ассоциируют именно с Тамарой.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/041019/44328/

Комментариев нет:

Отправить комментарий