Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по
Василий Поленов. «Бабушкин сад». 1878. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка Василия Поленова (1844–1927) — юбилейная, к 175-летию со дня рождения. Государственная Третьяковская галерея, как это происходит в последнее время на монографических показах русских классиков, представляет художника большим количеством работ и демонстрирует весь диапазон его творческих проявлений.
Для Поленова это особенно важно: он писал исторические картины, библейские циклы, лирические пейзажи, работал для театра, по-любительски проектировал, преподавал, а остался в памяти широкой публики автором «Московского дворика» и «Бабушкиного сада» — картин действительно замечательных, поэтичных и красивых, близких нежному русскому сердцу. Интимный пейзаж, признанным мастером которого считается Поленов, действительно самый важный, но далеко не единственный жанр, в котором работал художник.
Одна из главных тем его живописи — евангельские сюжеты. Серьезно продуманный, принципиально этнографический цикл картин из земной жизни Христа (эскизы для него Поленов писал во время своих путешествий по Палестине, Сирии и Египту) отличается от произведений его современников прежде всего решением образа Спасителя. Как и другие почитатели романа Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», Поленов пишет Христа-человека, подчеркивает телесность, но при этом его картины лишены сюжетного драматизма, а их герой всегда божественно спокоен и идеально вписан в солнечный восточный пейзаж.
Василий Поленов. «Заросший пруд». 1879. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Страданий — ни божественных, ни народных — в картинах Поленова нет. Он говорил, что искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», потому что жизнь тяжела, «там много пошлости и грязи».
Поэтому Поленов, участвовавший в русско-турецкой войне, даже с фронта присылал бытовые, а не боевые зарисовки, ведь там было «так ужасно и так просто». Радость же ему приносила сама живопись. Так что не активный, но все же член Товарищества передвижников, Поленов до конца не порывал и с академической традицией. Его большая картина «Христос и грешница», которую Третьяковке предоставил для выставки Русский музей, как раз об этом и свидетельствует. Как и картины на исторические, причем европейские, темы.
Выставка претендует на такой же статус и размах, как предыдущий большой персональный показ в Третьяковской галерее — Ильи Репина, соученика Поленова по Академии художеств. Они окончили ее одновременно в 1871 году, оба получили золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и отправились в пенсионерскую поездку в Европу, где что-то восприняли из новейших тогда художественных течений. Но, вернувшись, оба продолжали свой путь в направлении, заданном развитием русского искусства, и стали классиками национальной школы живописи.
Новая Третьяковка
Василий Поленов
17 октября – 16 февраля 2020
Василий Поленов. «Бабушкин сад». 1878. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка Василия Поленова (1844–1927) — юбилейная, к 175-летию со дня рождения. Государственная Третьяковская галерея, как это происходит в последнее время на монографических показах русских классиков, представляет художника большим количеством работ и демонстрирует весь диапазон его творческих проявлений.
Для Поленова это особенно важно: он писал исторические картины, библейские циклы, лирические пейзажи, работал для театра, по-любительски проектировал, преподавал, а остался в памяти широкой публики автором «Московского дворика» и «Бабушкиного сада» — картин действительно замечательных, поэтичных и красивых, близких нежному русскому сердцу. Интимный пейзаж, признанным мастером которого считается Поленов, действительно самый важный, но далеко не единственный жанр, в котором работал художник.
Одна из главных тем его живописи — евангельские сюжеты. Серьезно продуманный, принципиально этнографический цикл картин из земной жизни Христа (эскизы для него Поленов писал во время своих путешествий по Палестине, Сирии и Египту) отличается от произведений его современников прежде всего решением образа Спасителя. Как и другие почитатели романа Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», Поленов пишет Христа-человека, подчеркивает телесность, но при этом его картины лишены сюжетного драматизма, а их герой всегда божественно спокоен и идеально вписан в солнечный восточный пейзаж.
Василий Поленов. «Заросший пруд». 1879. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Страданий — ни божественных, ни народных — в картинах Поленова нет. Он говорил, что искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», потому что жизнь тяжела, «там много пошлости и грязи».
Поэтому Поленов, участвовавший в русско-турецкой войне, даже с фронта присылал бытовые, а не боевые зарисовки, ведь там было «так ужасно и так просто». Радость же ему приносила сама живопись. Так что не активный, но все же член Товарищества передвижников, Поленов до конца не порывал и с академической традицией. Его большая картина «Христос и грешница», которую Третьяковке предоставил для выставки Русский музей, как раз об этом и свидетельствует. Как и картины на исторические, причем европейские, темы.
Выставка претендует на такой же статус и размах, как предыдущий большой персональный показ в Третьяковской галерее — Ильи Репина, соученика Поленова по Академии художеств. Они окончили ее одновременно в 1871 году, оба получили золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и отправились в пенсионерскую поездку в Европу, где что-то восприняли из новейших тогда художественных течений. Но, вернувшись, оба продолжали свой путь в направлении, заданном развитием русского искусства, и стали классиками национальной школы живописи.
Новая Третьяковка
Василий Поленов
17 октября – 16 февраля 2020
Комментариев нет:
Отправить комментарий