Как понять живопись Яна Вермеера - волшебника света и тени Золотого века Голландии



Лучший способ понять Яна Вермеера как художника - внимательно посмотреть на его картины. Ян Вермеер - один из выдающихся мастеров Золотого века Голландии, волшебник света и тени, блестящий представитель «малых голландцев». Его живопись представлена совсем небольшим количеством работ бытового жанра (не более 40), но от этого не менее гениальных и мастерски выполненных. Его произведения часто запечатлевают сцены из повседневной жизни, ссылаются на тенденции времени и богаты символизмом.


Желто-синяя палитра
Вермеер был мастером колористических эффектов, но, как и большинство голландских художников XVII века, он работал с ограниченной палитрой. Чаще всего Вермеер использовал ультрамарин - самый дорогой пигмент, доступный художникам в то время и добываемый из тонко измельченного лазурита. Большинство художников использовали его экономно, надеясь получить максимальный эффект от его характерного интенсивного синего цвета. Вермеер придумал либеральное использование этого дорогостоящего пигмента, смешав его в различные цвета. Также художник использовал ультрамарин в качестве грунтовки в своих работах, поскольку он чувствовал, что это улучшит визуальное качество и поверхность картины. Помимо использования его в качестве грунтовки, ему нравилось использовать ультрамарин в своих картинах, чтобы изображать одежду и общие предметы. Еще один часто используемый цвет художника - желтый и его оттенки: свинцово-желтый, оловянно-желтый, песочно-желтый.



"Женщина с жемчужной сережкой

Желтая куртка и жемчуг
Указанный выше желтый цвет чаще всего проявляется в знаменитом желтом женском жакете Яна Вермеера. Желтый жакет и жемчуг являются частыми составляющими живописи Вермеера. Также этот жакет с белой пятнистой отделкой из горностая был включен в список имущества Вермеера после его смерти, в 1676 году. Вполне вероятно, что жакет является частью гардероба супруги мастера - Катарины Болнес. Жемчуг - частый атрибут картин голландских мастеров, обычно символизирующий тщеславие или невинность.




Камера-обскура
Чтобы создать поразительные эффекты света и тени, Вермеер использовал камеру-обскуру - коробку с отверстием и линзой в нем. Внутренняя часть коробки окрашена в белый цвет, а с помощью ряда линз и зеркал она отражает внешнее изображение изнутри. Это усиливает свет и тени отражения, позволяя художнику видеть более мелкие детали света и тени на поверхностях и объектах. В работах Вермеера есть много доказательств того, что он использовал это устройство, особенно ярко - в «Кружевнице».



"Кружевница"
 Реклама

Яркость и свет
Пожалуй, самая узнаваемая особенность величайших картин Вермеера - их яркость, ведь Вермеер особенно известен своей обработкой света, которая приобретает почти жемчужную окраску. Зачастую он пытается запечатлеть момент, когда естественный свет окутывает пространство, когда проявляются блестящие отражения в металлических сосудах, поверхностях или тканях. Вермеер достиг яркости и свечения с помощью метода, называемого пуантиль, который включает в себя использование слоев гранулированной краски. Камера-обскура также придавала эффект свечения: когда композиция рассматривалась через объектив, она освещала объект приглушенным светом. Эти световые эффекты известны как ореол.



Фрагмент Деталь "Вид на Делфт

Жанровая составляющая
Лидер голландских художников-реалистов Ян Вермееер специализировался прежде всего на жанровой живописи и неформальном портретном искусстве (в основном это домашние интерьеры с одной или двумя фигурами). Героиня его картин - эта горничная (доярка с кувшином) или обеспеченная женщина (играющая на инструменте, взвешивающая весы, одевающая ожерелье, пишущая письмо). Независимо от статуса героини, все они сосредоточенны и все они изображены в спокойный и размеренный момент времени (словно художник только зашел в их комнаты и успел замечатлеть их занятие в процессе). Для мастера истинная элегантность заключается в самом бытовом обыденном акте, в занятых, умелых женских руках, тщательно и сосредоточенно следящих за рутинным действием. Вермеер не идеализирует и не сентиментирует домашние бытовые сюжеты. Он, скорее, обнаруживает и раскрывает их красоту, которая обычно скрывается.

Фокус внимания
Фокусная точка не похожа на большую, жирную «X», которая отмечает место на карте сокровищ. Точка света, цветовая гамма, выражение лица или решительный жест - любой из них может стать центром внимания. На картине «Женщина, держащая весы» акцент на картине подчеркивается направляющим взглядом и сосредоточенным взвешиванием весов. Независимо от того, как создан фокус внимания, его цель должна заключаться в том, чтобы мягко привлечь зрителя, не прервав магию момента, и выступить в качестве кульминации произведения.



«Женщина, держащая весы»

Интерьер
Интерьер Вермеера - это всегда уютное пространство. Часто есть окно - почти всегда слева и чаще всего с витражами - и тяжелая драпированная занавеска. К этому основному набору художник может добавить: женщину (чаще одну) или с мужчиной, столы, стулья, картины, зеркало, горничную, письмо, карту, музыкальный инструмент. В этом доме что-то может происходить, но это обычно бытовое обыденное действие. Практически всегда картину Вермеера сопровождает стол с символически богатыми предметами на нем. Обычно, составляющие натюрморта стола (весы, украшения, письма, рукоделие) или предмет в руках героини (кувшин, письмо, жемчужины) передают главный смысл картины. Вермееру нравилось изображать одинокие женские фигуры в интерьере и часто использовал для этого комнаты своего дома. Образы интерьера и героинь картин Вермеера очень похожи, словно переходят из картины в картину.

Таким образом, сегодня Ян Вермеер - один из самых знаменитых голландских мастеров XVII века. С технической точки зрения, Вермеер - без преувеличения самый способный и изысканный практик яркого голландского стиля. Редко где можно найти степень более поглощенного или отраженного света, более скрупулезного написания декоративных предметов, более внимательного отношения к материалам и текстуре, более простого и изящного метода построения композиции и более утонченной гармоничной палитры (из бледно-голубого и соломенно-желтого).
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/071019/44172/

Комментариев нет:

Отправить комментарий