Первые художественные изображения фруктов появились более 3000 лет назад во времена Древнего Египта, в гробницах которых были обнаружены натюрморты с изображением еды. Египтяне верили, что росписи с фруктами станут доступной пищей для умерших в загробном мире. Какую же символику несет этот самый изысканный плод в культуре и живописи? Как связан гранат со страданиями Христа?
Для художников византийского, готического, северного и итальянского ренессансного периодов фрукты были частью богатого визуального языка. В сегодняшнее время фрукты с их различными текстурами, цветами, ароматами стали привлекательным мотивом для многих художников. Большинство фруктов на картинах действуют как дополнения к человеческим фигурам. Но даже в картинах, на которых фрукты находятся в центре внимания, есть намеки на более глубокие и чувственные значения.
Вид изображенного плода часто аллегорический. Как и человеческая жизнь, фрукты являются скоропортящимися и эфемерными, и поэтому многие искусствоведы считают фрукты представлением преходящей природы нашего существования. Когда фрукты на изображениях свежие и спелые, это символизирует изобилие, щедрость, плодородие, молодость и жизненную силу. А вот гнилые плоды служат напоминанием о смертности, неизбежности перемен и, в некоторых случаях, отражением греха и человеческой корысти.
Символика граната в различных культурах и религиях
Гранат, пожалуй, самый интересный для искусства фрукт. Ботаническое название граната Punica granatum доказывает, что он происходит из римского Карфагена. Эстетически прекрасная форма этого восхитительного фрукта имеет различные символические представления, а его многочисленные семена делают его символом плодородия.
В Коране трижды упоминается гранат как атрибут земных и райских плодов. Он представляет добрые дела, сотворенные Богом, поэтому его также иногда называют «Райское яблоко».
В иудаизме гранат почитается за красоту дерева и его плодов. Семена символизируют святость, плодородие и изобилие. Гранат, по мнению иудаистов, имеет 613 семян и соответствует 613 заповедям Торы. Изображения фруктов также фигурируют в иудейской архитектуре (гранаты украшали колонны храма царя Соломона и одежды еврейских царей и священников). В песне Соломона щеки Суламифы сравниваются с половинками граната. В Рош ха-Шана (Еврейский Новый год) евреи кушают этот фрукт по одному семени за раз, чтобы исполнить как можно больше желаний.
Символика граната в иудаизме
По обычаю бедуинов гранат - символ плодородия на свадьбах. Когда невеста входит в дом, жених раскрывает этот плод - это является пожеланием супругов иметь много детей.
В Китае гранат часто появляется в керамическом искусстве, символизируя плодородие, изобилие, процветание, добродетельное потомство и благословение.
В христианской символике многочисленные семена этого плода представляют Церковь, единство веры и верующих. Также гранат появляется в изображениях Марии как «Матери Церкви». Когда раскрывается темно-красная оболочка граната, семена кровоточат глубоко-красным соком, символом Драгоценной Крови Христа. Разорванная корка плода символизирует пасхальное утро, доказательство триумфа Христа над смертью. Семена, вырывающиеся из граната, также сравниваются с Христом, вырывающимся из гроба.
Древние греки считали гранат символом плодородия и связывали его с богинями Деметрой, Персефоной, Афродитой и Афиной. Согласно греческим мифам, гранатовое дерево выросло из крови младенца Баккуса после того, как он был «убит» и съеден титанами. Поскольку позднее он был воскрешен Реей, матерью Юпитера, гранат можно рассматривать как символ воскресения.
В средние века сходство между гранатом и имперским шаром делало его символом власти, что, вероятно, является пережитком древнегерманских представлений. Верхушка плода в форме шара образует геральдическую корону, знак королевской власти.
Символика граната в живописи
Самая известная картина с гранатом - «Прозерпина» Данте Габриэля Россетти (1874) - символ искушения и падения от благодати. Миф о Прозерпине в греческой и римской мифологии содержит историю о том, что богиня, которую Плутон увлек в подземный мир и заставил жениться, испытала соблазн съесть гранат. Роковая ошибка навсегда лишит ее свободы и свяжет ее с Плутоном в подземном мире (каждые шесть месяцев каждого года по числу съеденных шести семян граната она может проводить дома, остальные месяцы - в подземно мире).
"Прозерпина
В христианском искусстве Младенец Христос часто держит в руке гранат. Например, как в знаменитом примере Боттичелли (1487).
"Мадонна с гранатом
В известной картине «Мадонна Магнификат» Мария дала своему ребенку гранат, который он принял с удивлением. Во второй версии - Младенец держит в руке гранат и смотрит прямо на зрителя. Еще одно важное значение граната состоит в том, что, когда он находится в руке Марии, плод представляет целомудрие Девы Марии - в то же время является признанным представлением Плодородия.Обе картины, как полагают искусствоведы, являются портретами детей Лоренцо ди Медичи.
Сандро Боттичелли «Мадонна Магнификат»
Особенно притягательной является картина Фра Анджелико под названием «Богоматерь с гранатом». На картине изображен Младенец Христос, держащий в своей маленькой ручке горсть кроваво-красных семян граната. Этот жест означает его готовность пройти Страсти Христовы и пролить Свою Кровь за человечество.
Фра Анджелико "Богоматерь с гранатом"
Альбрехт Дюрер написал два портрета императора Максимилиана I, держащего гранат как олицетворение имперского скипетра. Максимилиан I выбрал гранат как свою эмблему, чтобы продемонстрировать союз многих народов и государств под единой своей властью.
Альбрехт Дюрер "Император Максимилиан I"
Младший современник и друг Питера Пауля Рубенса, фламандский живописец Корнелис де Вос успешно трудился в различных жанрах. Он был признан прекрасным портретистом, а также создавал величественные картины на известные религиозные и мифологические сюжеты. В «Семейном портрете» Корнелиса (1630) гранат отчетливо виден в правой руке женщина. Ее девять детей и плодородная земля на заднем плане являются аллегорией деторождения.
«Семейный портрет» Корнелис де Вос
Таким образом, гранат является наиболее изысканным фруктом с точки зрения его привлекательного эстетического вида (от формы до верхушки плода), располагающего к фантазийному изображению, а также в качестве атрибута процветания, плодородия, деторождения и олицетворения христианских мотивов.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/311019/44542/
Комментариев нет:
Отправить комментарий