Осенью 2019 года Европа стала свидетелем скандала вокруг полотен Гогена. На выставке в Лондонской национальной галерее его картины сопровождались табличками, поясняющими, что изображены на них девочки-подростки, которых художник принудил к интимной связи. Реакция общества была острой и разнообразной. Ещё острее она была бы, пожалуй, если бы к каждой картине прилагалась табличка о личности художника.
Что вообще говорят о табличках к картинам Гогена
Конечно же, есть два полярных мнения. Первое — что таких надписей быть не должно, потому что творчество Гогена ценно вне зависимости от его личности. Второе — что личность художника полностью обесценивает его творчество, и от Гогена следует отказаться. Есть и более взвешенные мнения.
Например, те, кто частично согласен с первыми, уверены, что если творчество ценно, то знание о том, из чего оно выросло, никак эту ценность не умаляет — а значит, нет смысла протестовать против открытого разговора о личности художника. Другие рассуждают о том, что важно понимать особенности личности художников прошлого, чтобы уметь разделять их вклад и возможность использовать их как нравственный ориентир. Мы ведь не оскорбляемся, если узнаём, что античные статуи сделаны рабовладельцами, которые, к тому же, с большой вероятностью вступали в интимную связь с подростками обоих полов, а то и были откровенными насильниками. Это общее место, никому не приходит в голову протестовать против того, чтобы говорить о рабовладельчестве древних греков и римлян — хотя это серьёзное преступление против личности.
Картина Поля Гогена.
Напротив, умение обсудить личность художника и нравственные установки общества вокруг него дают нам не только умение отделять очарование творчеством от очарования личностью, но и очень обнадёживающее чувство, что человечество развивается, уходя от педофилии и детоубийств Античности, расизма колониального времени, насилия как нормы отношений в двадцатом веке (и всех веках до того). Это даёт возможность чувствовать движение человечества вперёд и желание продолжать его.
Интересно, однако, что можно было бы написать на табличках о личности других художников возле их картин?
Сальвадор Дали
Если верить его же намёкам, совратил младшую сестру, а потом даже не подумал сочувствовать ей, когда её избили и изнасиловали жандармы Франко. Кроме того, всю жизнь он её заочно оскорблял. Не лучше он вёл себя и со знаменитой своей музой — хотя нет, в разы хуже, потому что Галу Сальвадор лупцевал тростью и однажды даже сломал ей бедро, в том возрасте, когда оправиться после такой травмы шанса уже не было. С постели она уже никогда не встала. Вероятно, именно после этого инцидента он купил ей замок, в который вход ему без письменного разрешения Галы был запрещён. Там она и умерла.
Прославляя любовь четы Дали, мало кто находит нужным вспомнить такую маленькую пикантную деталь, как побои, которым подвергалась Гала.
Исаак Левитан
Замечательный пейзажист прославился — впрочем, скорее, смешил своих знакомых — преследованием женщин, в которых влюбился, и горячей ревностью к ним. Почему смешил? Левитан был ужасно влюбчив и просто не успевал как следует напугать очередную женщину. Фактически, в его кругу все знали, что Исаака надо просто перетерпеть, это ненадолго. Кроме того, он отличался слабым здоровьем — его можно было моментально укротить ударом зонтика. Потешаясь над тем, какого Отелло строит из себя хилый товарищ, Чехов даже на подаренной Левитану книге «Остров Сахалин» надписал насмешливо: мол, на случай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров. Тем не менее, вёл себя художник с дамами однозначно некрасиво. Преследования — это гадость.
Иван Айвазовский
Под половиной картин этого замечательного российского мариниста можно было бы написать: «Создана параллельно жестоким избиениям жены, которые её искалечили и от которых её пришлось защищать властям». Художник отличался настоящей свирепостью, когда дело доходило до его несчастной супруги, бросал её оземь, уродовал подсвечником лицо и так далее, не смущаясь присутствия дочерей (которые позже выбрали жить с матерью, а не отцом). Когда же разговор о ней зашёл аж на уровне градоначальства (!), заявил, что она просто переспала со всеми, кто за неё вступался и свидетельствовал на её стороне: полицейскими, врачами, просто знакомыми. В общем, вёл себя омерзительно.
Семья Айвазовских.
Микеланджело Караваджо
Обычно всех интригует количество хорошеньких обнажённых юношей на его картинах, но о том, чтобы Караваджо юношей к чему-то принуждал, достоверных сведений есть. Зато он точно силой и угрозами заставлял других натурщиков держать на руках несвежие трупы, часами, а также убил в драке человека (и, вероятно, в своих многочисленных пьяных побоищах покалечил не одного). Возможно, его характер сильно испортился от отравления свинцом, который содержался в красках в большом количестве — но теми же красками в то же время пользовались, вообще-то, многие.
Огюст Роден и Ле Корбюзье
Роден ипользовал труд своей ученицы и любовницы Камиллы Клодель — она делала те части тела его скульптур, которые ему плохо удавались. Притом не испытывал никакого уважения и благодарности к той, что делала его работу — хотя охотно принимал аплодисменты, не вдаваясь в подробности точного авторства. Дошло до того, что, когда Клодель начала собственную карьеру, её упрекали в том, что то одно, то другое похоже на Родена.
Точно так же использовал труд женщин, которые считали его своим соратником, легендарный архитектор Ле Корбюзье. В том числе он выдавал за дом своего авторства проект, полностью разработанный и воплощённый архитектором Эйлин Грей — ей пришлось подавать в суд.
Эйлин Грей.
Пабло Пикассо
А вот возле картин Пикассо можно повесить длиннющий список понаделанных им гадостей. Сам художник откровенно признавался, что женщин ему нравится уничтожать. Он и уничтожал, истязал, издевался — пока не впал уже в старческую зависимость к одной из них. Словно отыгрываясь за всех предыдущих дам, последняя жена Пикассо держала его в постоянном страхе, что покинет его. Это превратилось даже в навязчивую идею. Также он обкрадывал Лувр — буквально, у него нашли две краденные из музея статуэтки, и он не покупал их на чёрном рынке.
Пабло Пикассо и его жертвы: Художник, который не умел любить, зато любил художественно мучить.
Франс Хальс
То, что сделал художник со своей семьёй, сейчас называется экономическим насилием. В те годы его жена не могла просто уйти и найти заработок себе на жизнь, она полностью зависела от мужа — как зависели неизбежно от заработка отца дети. Франс Хальс же хотел быть компанейским парнем, так что пропивал чуть ли не всё, что добывал трудом, не заботясь о пропитании родных, а что не пропивал — просто дарил. Давал в долг без отдачи. И, хотя термина «экономическое насилие» тогда не знали, что художник дурно ведёт себя с семьёй, осознавали тогда уже практически все.
Автопортрет Франса Хальса.
Может ли гений без скотства?
На самом деле, огромное количество знаменитых живописцев обладали, максимум, сложным характером или вступали в неодобренные обществом связи по обоюдному согласию. Многие знаменитые художники исправно кормили детей, работали от рассвета до заката, вывозили жён на минеральные воды, бескорыстно помогали юным коллегам или если уж вошли каким непотребством в историю, так это, например, невыполненными рабочими обязательствами или хулиганскими выходками по пьяной лавочке, а не систематическим насилием, пристрастием к проституированным подросткам и кражей чужой славы. Особенно трудно найти ведущих себя по-скотски среди знаменитых художниц. Гений и злодейство совместимы, похоже, только тогда, когда человек находит возможным их совместить.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/021219/44817/
Комментариев нет:
Отправить комментарий