Непревзойденный мастер изображения семейных торжеств и застолий: фламандский художник Якоб Йорданс


С картин фламандца Якоба Йорданса на зрителей смотрят, вопреки традициям Возрождения, не герои и небожители, а обычные люди. Вернее же сказать, не смотрят, потому что их внимание занято то игрой, то застольем, то интересной беседой. Этот художник изображал на холстах саму жизнь, и потому, наверное, его наследие не теряет актуальности на протяжении столетий.


Главный после Рубенса и Ван Дейка


Их было трое – великих фламандцев, на которых ориентировались все последующие поколения художников: Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк и Якоб Йорданс. Последний, пережив своих коллег, стал на тот момент самым знаменитым и уважаемым мастером Северного Возрождения.

Автопортрет Йорданса в возрасте около 22 лет

Автопортрет Йорданса в возрасте около 22 лет


Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в Антверпене, в семье богатого торговца. Он был старшим из одиннадцати детей – отец, продававший ткани и гобелены, мог себе позволить содержать большое семейство, к тому же, отправляя первенца учиться живописи к Адаму ван Ноорту, он рассчитывал, что впоследствии Якоб станет помощником в семейном деле.
Немного раньше ван Ноорт, довольно знаменитый живописец того времени, обучал Рубенса – который был старше Йорданса на 16 лет. Якоб получил, по-видимому, обычное для своего сословия образование – во всяком случае, он прекрасно разбирался в античной мифологии, обладал четким уверенным почерком и владел французским языком. Кстати, имя свое художник писал на французский манер – Jacques.

Считается, что на портрете неизвестного художник изобразил своего учителя и тестя ван Ноорта

Считается, что на портрете неизвестного художник изобразил своего учителя и тестя ван Ноорта


С 14 лет став частью семьи ван Ноорта, Якоб сблизился и с его домочадцами, а в 1616 году женился на дочери учителя Анне Катарине. В том же году молодой художник вступил в Гильдию Святого Луки – объединение представителей разных творческих профессий. Сделавшись частью этого закрытого клуба, Йорданс получил возможность открыть собственную мастерскую, набрать учеников, получать заказы на создание произведений – а также рассчитывать на помощь в случае потери трудоспособности. Статус домовладельца и семьянина давал преимущества в иерархии антверпенских мастеров, так что в 1618 году Якоб купил дом – в том самом районе города, где прошло его детство. Спустя двадцать лет художник расширил свои владения, приобретя и соседнее здание. Там, в просторном домовладении, где значительное пространство было отведено под мастерскую, и пройдет вся жизнь Якоба Йорданса, ставшего после смерти Рубенса и Ван Дейка главным и самым уважаемым из фламандских мастеров.

Я. Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами.

Я. Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами.


Что и как изображал Йорданс


Вопреки довольно распространенному тогдашнему обычаю, Йорданс не поехал в Италию изучать мастеров Ренессанса. Вместо этого он просматривал имеющиеся в его распоряжении гравюры, а также интересовался теми произведениями, что находились в Северной Европе. Творчество Йорданса испытывало серьезное влияние Рубенса, который часто привлекал своего более молодого коллегу к выполнению заказов, но речь не шла о простом копировании стиля, иначе не стать бы Якобу фигурой такого масштаба.

Я. Йорданс. Прометей прикованный

Я. Йорданс. Прометей прикованный


При сравнении полотен Рубенса и Йорданса – порой написанных на один и тот же сюжет – можно заметить, что работы последнего отличаются большим оптимизмом, жизнелюбием, выдержаны в теплых тонах, даже фигуры людей он старался изображать на холсте в натуральную величину, так грань между зрителем и происходящим на картине несколько стиралась, персонажи становились ближе, реальнее.

Я. Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина

Я. Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина


Другим мастером, оказавшим воздействие на формирование собственного стиля Йорданса, стал Караваджо, основатель реализма в живописи, один из самых влиятельных художников XVI-XVII веков. Молодой Йорданс вслед за итальянцем экспериментировал в технике кьяроскуро и тенеброссо, когда на картине особенно резко противопоставлялись свет и тень, отчего каждый предмет получал эффект объема. Несмотря на то, что Йорданс следовал за открытиями и внимательно присматривался к работам великих предшественников и современников, свою индивидуальность он не утрачивал – и был потому весьма востребован как художник на родине и за ее пределами.

Я. Йорданс. Поклонение пастухов

Я. Йорданс. Поклонение пастухов


Он много писал на библейские и мифологические темы, но не избегал и других направлений в живописи. Среди работ Йорданса значатся, например, натюрморты, причем над некоторыми картинами он работал с привлечением «узких» специалистов, как в случае с созданием «Мадонны с младенцем в венке из цветов», где цветочный орнамент создавал мастер натюрморта Андрис Даниэльс.
Йорданс активно использовал и труд своих учеников – которых только по официальным записям было пятнадцать. Среди вышедших из мастерской фламандца живописцев значился и его собственный сын, Якоб Йорданс младший, тоже оставивший после себя некоторое количество полотен.

Простые люди и «короли» на картинах Йорданса



Я. Йорданс. Одиссей в пещере Полифема

Я. Йорданс. Одиссей в пещере Полифема


Картины Йорданса может отличить от остальных полотен фламандцев даже не особенно сведущий человек – работы этого фламандца излучают оптимизм, прославляют красивую простоту человеческих отношений. Йорданс часто обращался к бытовому жанру, изображая сцены из жизни крестьян и бюргеров, часто – по мотивам пословиц, размещая на холсте много персонажей, наполняя картины грубоватым юмором. В нескольких произведениях на тему «бобового короля», например, отражается старинная игра, когда в пирог запекалось одно бобовое зерно, и тот, кому оно попадалось, становился «королем» вечера.

Я. Йорданс. Бобовый король

Я. Йорданс. Бобовый король


Даже мифологические, библейские сюжеты Йорданс воплощал с характерным реализмом и подчеркнутой чувственностью восприятия. Вдохновение художник черпал все там же – в толпе, в деревне, в работе ремесленников, в жизни простого народа. Порой библейские персонажи Йорданса кажутся списанными с обычных горожан – и это, судя по всему, так и было, художник частенько приглашал в качестве натурщиков своих антверпенских знакомых. Одновременно нельзя не заметить глубокий символизм его произведений. Например, на многих групповых портретах семей можно увидеть собаку, или попугая – как знак верности.

Я. Йорданс. Бобовый король (другой вариант)

Я. Йорданс. Бобовый король (другой вариант)


Йорданса ценили за то, что его произведения создавали настроение, атмосферу, причем некоторые из работ художника оказались причиной наложения штрафов – за еретические настроения и скандальное содержание картин.
И все же Якоб Йорданс был очень уважаемым и востребованным художником, среди его заказчиков значился даже король Англии Карл I, который поручил мастеру создание картин для резиденции в Гринвиче. В 1645 году Йорданс стал протестантом, но католическая церковь не перестала заказывать ему создание новых произведений.

Я. Йорданс. Четыре евангелиста

Я. Йорданс. Четыре евангелиста


Помимо живописных произведений, Йорданс оставил после себя несколько сотен рисунков, а также много занимался дизайном гобеленов, в то время самым прибыльным из всех видов искусства.
Прожив всю жизнь в Антверпене и практически не выезжая за его пределы, художник не получил международной известности, он и не искал ее. Якоб Йорданс скончался в 85 лет от болезни, называемой «английский пот», в один день с ним умерла и его дочь Елизавета, которая не раз позировала отцу и появилась на нескольких его полотнах. Жена Катарина к тому времени уже скончалась, и Йорданс был похоронен рядом с ней.

Я. Йорданс. Автопортрет с женой и дочерью Елизаветой

Я. Йорданс. Автопортрет с женой и дочерью Елизаветой


Автопортрет Якоба Йорданса в возрасте около 56 лет

Автопортрет Якоба Йорданса в возрасте около 56 лет


Картины Якоба Йорданса находятся в коллекциях всего мира, некоторое количество есть и в России. Одно из произведений, «Оплакивание Христа», было выкуплено императрицей Екатериной II и подарено ею Александро-Невской Лавре.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/291219/45053/

Комментариев нет:

Отправить комментарий