В июне 1835 года из реки Сены в окрестностях городка Медон выловили тело мужчины. Проведенное расследование установило личность и обстоятельства, которые привели к этому печальному происшествию. Погибший оказался художником Антуаном-Жаном Гро, официальным живописцем Наполеона I. Пережив своего главного заказчика и работодателя на четырнадцать лет, Гро свел счеты с жизнью – когда осознал, что изменил делу своей жизни.
Карьера вопреки Революции
А.-Ж. Гро. Автопортрет
На момент смерти ему было 64 года. Жизненный путь Антуана-Жана Гро пришелся на драматичные и трудные для Франции времена. Он достиг в своей профессии многого – оказаться в милости у одного из величайших европейских правителей, заручиться его доверием и создавать на протяжении десятков лет его образ для современников и потомков, образ героический и идеализированный - все это нельзя было не считать настоящим успехом.
Портрет Гро работы Ф.-П-.С. Жерара
Родился Антуан-Жан 16 марта 1771 года в Париже в семье художника-миниатюриста. Это были времена абсолютной монархии, а в искусстве царил стиль рококо, и младшему Гро жизнь готовила поначалу то же будущее, что и его отцу. Гро-старший первым дал Антуану навыки рисования и живописи, а уже в этот способный и трудолюбивый мальчишка оказался в обучении у Жака-Луи Давида – будущего художника Революции, а пока – педагога и члена главной французской художественной академии. Антуан-Жан Гро стал любимым учеником мастера.
Жак-Луи Давид. Автопортрет
В шестнадцать Антуан-Жан поступил в школу при Королевской академии живописи и скульптуры, где проучился до 1792 года, когда Франция была уже три года как была охвачена революционными волнениями. Оставаться в стране дальше было опасно, и в 1793 году с помощью Жака-Луи Давида молодой художник смог отправиться в Италию, где заодно выполнял обязательную для выпускников Академии программу по изучению искусства итальянского Возрождения. Гро посетил Геную, Милан, Флоренцию, посещал музеи, выполнял зарисовки с шедевров живописи и античных статуй, а помимо этого – писал и свои произведения, в том числе и портреты, которые быстро принесли ему славу. В Генуе художнику посчастливилось познакомиться с Жозефиной Богарне, женой Наполеона. Она пожелала, чтобы Гро сопровождал ее в поездках по Италии, и представила живописца своему мужу.
Портрет мадам Пастер, написанный в Италии, привлек внимание к художнику
Служба Наполеону Бонапарту
Легенда гласит, что во время сражения при Арколе во время Итальянского похода Бонапарт бросился со знаменем в руках прямо на противника, невзирая на огонь с австрийской стороны. По другой легенде, при этом сражении присутствовал и Антуан-Жан Гро. Он написал героический портрет Наполеона – «Бонапарт на Аркольском мосту», который принес славу обоим, и полководцу в романтическом и даже героическом образе, и художнику, благодаря которому этот образ воплотился в картине.
«Бонапарт на мосту д'Арколь»
После этого Гро получил офицерское звание и был принят на службу к корсиканцу, помимо основной своей работы – создания живописных изображений Наполеона – выполняя и другие его поручения. Художник был назначен членом комиссии, которая отбирала трофеи - шедевры итальянского искусства для их переправки во Францию.
«Наполеон у пирамид»
В 1800 году Гро вернулся в Париж, где принял участие в Салоне, самой престижной французской художественной выставке Его произведения одно за другим завоевывали признание. Гро было доверено изобразить на своих холстах такого Наполеона, который бы воплощал отвагу, решительность, и у художника это получалось: ведь и сам он был вдохновлен личностью Бонапарта. К тому же, Гро был из тех немногих, кто имел возможность писать портреты правителя с натуры; он сопровождал полководца и в его военных походах, и это увлечение личностью Наполеона в сочетании с талантом и мастерством художника позволяло создавать действительно значимые произведения.
«Битва при Абукире»
Разумеется, не обходилось без значительной доли лести – образ первого консула, а потом императора надлежало окружить ореолом величия и славы, напоминающим о героях античных мифов. Излишнее восхваление порой плохо сказывалось на конечном результате, а потому не все картины Гро периода службы Наполеону были удачными. В 1802 году Гро получил национальную премию живописи за холст «Битва при Назарете», а в 1804 написал одну из самых успешных своих работ – «Наполеон возле больных чумой в Яффе». Здесь Бонапарт предстал в образе, напоминающем Христа.
«Битва при Назарете»
«Наполеон возле больных чумой в Яффе»
Кроме Наполеона, на картинах Гро появлялись и другие персонажи – члены семьи императора и его полководцы. За выполнение заказов на портреты художник получал щедрые гонорары, а однажды император снял с себя Орден Почетного легиона и собственноручно вручил его Гро.
В 1811 году Антуану-Жану была поручена роспись купола Пантеона – гигантский плафон следовало, по задумке императора, украсить изображениями великих франкских и французских правителей: Хлодвига, Карла Великого, Людовика Святого и, разумеется, самого Бонапарта. Однако закончить работу при жизни Наполеона Гро не успел.
Первоначальный эскиз плафона Пантеона работы Гро
Реставрация и упадок
Реставрация Бурбонов, начавшись в 1815 году, изменила судьбу Гро – в каком-то смысле роковым образом. Жак-Луи Давид навсегда покинул Париж, спасаясь от возмездия за свое содействие Революции, а Антуан-Жан Гро принял от него мастерскую и учеников. От романтизма в искусстве он отошел, вернувшись к академизму. Новые картины, теперь уже написанные в стиле неоклассицизма, отличались теперь сухостью и сдержанностью. Портреты перестали привлекать новых заказчиков.
Поздние картины Гро уже не пользовались успехом
Роспись купола Наполеона была завершена в 1824 году, спустя тринадцать лет после получения заказа. Образ Наполеона был заменен фигурой Людовика XVIII Бурбона, и за такой вот отказ от прежних убеждений Гро получил от короля баронский титул.
Роспись плафона после прихода к власти Бурбонов
Творчество Гро уже не получало тех восторженных отзывов, что сопровождали его карьеру в молодости. Утрата идеалов, измена своим профессиональным принципам сказались и на работе, и на жизни художника. Постепенно спрос на его картины сошел на нет, заказов на портреты больше не поступало.
Краски на картинах Гро со временем дают желтый оттенок - реставраторы пока бессильны
В июне 1735 года художник покончил с собой, бросившись в Сену. Последней картиной, написанной в его мастерской, стала работа «Геркулес и Диомед», весьма прохладно принятая критиками.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/201219/44968/
Комментариев нет:
Отправить комментарий