Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника
Юрий Анненков. «Портрет Марианны Зарнекау (Пистолькорс)». 1924. Фото: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Бывают художники-визионеры, а бывают миссионеры. Наверное, Юрия Анненкова (1889–1974) следует отнести ко вторым. Он не совершал радикальных переворотов в искусстве, однако миссионером Анненков оказался — при этом не так легко определить, в чем же заключалась эта миссия. Его биография насыщена удивительными обстоятельствами. Сын сосланного народовольца, учился на юриста в Петербургском университете, уехал в Париж, где брал уроки у Феликса Валлоттона и Мориса Дени, участвовал в выставках Салона независимых. Вернувшись в Россию, работал как театральный художник, создал иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать» и к «Мойдодыру» Корнея Чуковского, галерею портретов деятелей русской культуры и политических деятелей. А когда в 1924 году покинул Россию — востребованность в эмиграции, работа в опере и кинематографе, оформление первых спектаклей Эжена Ионеско, иллюстрации произведений Александра Солженицына… Возможно, миссия Анненкова состояла как раз в том, чтобы сопровождать и комментировать своими творениями весь ход ХХ века.
Наследие Юрия Анненкова велико по объему, но собрать из его работ полноценную ретроспективу затруднительно. Лишь недавно в России стали предпринимать попытки такого рода. Нынешний проект, курируемый сотрудницей Музея русского импрессионизма Анастасией Винокуровой, как и предыдущие, не претендует на исчерпывающую полноту, но получился весьма репрезентативным: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника. Зритель сможет оценить эволюцию Анненкова — и обнаружить, что она не была прямолинейной. Например, в 1950-е он вернулся к абстракции, которой уже отдавал дань в середине 1910-х.
Юрий Анненков. «Палаццо Дарио. Венеция». Фото: V-A-C Collection
Из собрания семьи Анненковых — некоторые архивные материалы и ранние работы, как «Портрет отца» (1908) и «У лампы» (1909). Центр Помпиду в Париже выдал образцы творчества эмигрантского периода. Внушителен список предоставивших работы российских институций, в их числе Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина. Существенно участие и частных коллекционеров: работы Анненкова давно и с успехом продаются на международных аукционах.
Музей русского импрессионизма
Юрий Анненков. Революция за дверью
13 февраля – 24 мая
Юрий Анненков. «Портрет Марианны Зарнекау (Пистолькорс)». 1924. Фото: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Бывают художники-визионеры, а бывают миссионеры. Наверное, Юрия Анненкова (1889–1974) следует отнести ко вторым. Он не совершал радикальных переворотов в искусстве, однако миссионером Анненков оказался — при этом не так легко определить, в чем же заключалась эта миссия. Его биография насыщена удивительными обстоятельствами. Сын сосланного народовольца, учился на юриста в Петербургском университете, уехал в Париж, где брал уроки у Феликса Валлоттона и Мориса Дени, участвовал в выставках Салона независимых. Вернувшись в Россию, работал как театральный художник, создал иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать» и к «Мойдодыру» Корнея Чуковского, галерею портретов деятелей русской культуры и политических деятелей. А когда в 1924 году покинул Россию — востребованность в эмиграции, работа в опере и кинематографе, оформление первых спектаклей Эжена Ионеско, иллюстрации произведений Александра Солженицына… Возможно, миссия Анненкова состояла как раз в том, чтобы сопровождать и комментировать своими творениями весь ход ХХ века.
Наследие Юрия Анненкова велико по объему, но собрать из его работ полноценную ретроспективу затруднительно. Лишь недавно в России стали предпринимать попытки такого рода. Нынешний проект, курируемый сотрудницей Музея русского импрессионизма Анастасией Винокуровой, как и предыдущие, не претендует на исчерпывающую полноту, но получился весьма репрезентативным: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника. Зритель сможет оценить эволюцию Анненкова — и обнаружить, что она не была прямолинейной. Например, в 1950-е он вернулся к абстракции, которой уже отдавал дань в середине 1910-х.
Юрий Анненков. «Палаццо Дарио. Венеция». Фото: V-A-C Collection
Из собрания семьи Анненковых — некоторые архивные материалы и ранние работы, как «Портрет отца» (1908) и «У лампы» (1909). Центр Помпиду в Париже выдал образцы творчества эмигрантского периода. Внушителен список предоставивших работы российских институций, в их числе Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина. Существенно участие и частных коллекционеров: работы Анненкова давно и с успехом продаются на международных аукционах.
Музей русского импрессионизма
Юрий Анненков. Революция за дверью
13 февраля – 24 мая
http://www.theartnewspaper.ru/posts/7810/
Комментариев нет:
Отправить комментарий