Реставрация росписей храма продлится до 2023 года
Успенский собор Московского Кремля. Фото: Наталья Волкова / Фотобанк Лори
Музеи Московского Кремля за последние два года привели в порядок Благовещенский и Архангельский соборы, которые, как рассказала директор музеев Елена Гагарина, «теперь могут противостоять огромным потокам туристов и агрессивному воздействию воздушной среды». Теперь же настала очередь кропотливой реставрации Успенского собора, возведенного в 1475–1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Работы проходят при сотрудничестве с компанией «Транснефть», которая является стратегическим партнером музея. Бюджет проекта — около 360 млн руб.
Заместитель директора музея по научной работе Андрей Баталов рассказал, что закрыть Успенский собор на комплексную реставрацию невозможно, так как это действительно главный храм страны. Сотрудники музея подчеркивают, что храм на время работ не закрывается, он продолжает функционировать и как музей, и как место богослужений. Это стало возможным благодаря продуманной организации работ: здание разделено на шесть зон, которые закрываются на реставрацию поочередно.
Ансамбль фресок
Росписи Успенского собора Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
В настоящий момент в Успенском соборе продолжается реставрация фресок, начатая в 2017 году.
Работа реставраторов фресок, отмечают в Музеях Московского Кремля, «направлена прежде всего на поддержание сохранности стенописи и бережный уход за ней. Они проводят мониторинг состояния сохранности грунта и красочного слоя, удаляют со всей поверхности копоть и грязь, убирают выступившие соли, заделывают трещины в штукатурном основании и восполняют утраты штукатурки, укрепляют грунт и красочный слой, тонируют утраты, где это необходимо». По словам Гагариной, речь идет скорее о консервации, чем о чем-то более серьезном.
Во время проведения работ, в которых задействовано около 40 сотрудников Межобластного научно-реставрационного художественного управления, было сделано неожиданное открытие — ранее неизвестные фрагменты фресок. В Похвальском приделе обнаружены нижние части композиций «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи», кроме того две фигуры пророков (из композиции «Похвала Богоматери»). По мнению исследователей, их можно датировать концом XV века. Примерно тогда, в 1481 году, был создан первый иконостас собора. Либо же их написали в 1513–1515 году, когда собор был впервые расписан целиком.
Уникальность находки в том, что ранее росписи этого периода считались практически полностью утраченными, — их заменил нынешний ансамбль фресок, созданный при Михаиле Федоровиче в 1643 году. Предыдущее открытие фресок в Успенском соборе было в 1910-х годах, когда реставратор Е.И.Барягин освободил от штукатурки другие ранние фрески Похвальского придела. Завершить нынешний цикл реставрации планируется в 2023 году.
«Собор постоянно преподносит сюрпризы», — отметил Баталов. По его словам, несколько дней назад хранитель собора Алексей Барков, решив вынуть из иконостаса часть икон, закрывающих столп, за одной из икон нашел композицию с ангелом и праведником, предположительно относящуюся к 1515 году. Эта фреска в северо-восточном столпе была скрыта за алтарной преградой, и последними ее видели те, кто устанавливал этот иконостас в XIX веке.
Потолок и подпол
Росписи Успенского собора Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Хотя эта новость про находку фресок — самая эффектная, гораздо важнее другой аспект, о котором также было подробно рассказано на специальной пресс-конференции. Речь идет о реставрации непосредственно здания. В 2018 году начались работы с конструкциями крыши, сводов, кровли и чердака. Это помогло устранить конденсат, который увлажнял собор и вредил состоянию фресок и предметов в храме. Также был нормализован микроклимат подкровельного пространства.
Баталов рассказал, что удалось опровергнуть мнение, возникшее в 1970-х годах, о том, что храм находится в аварийном состоянии и своды его вот-вот упадут. Семь лет назад был проведен полный мониторинг, который дал полную уверенность в том, что он находится в удовлетворительном состоянии. «Миф об аварийном состоянии сводов не подтвердился, — подчеркнул Баталов. — Оказалось, что влага проникала внутрь через крепления для люстр, причем это были не атмосферные осадки, а конденсат, накопившийся под кровлей». Искусствовед шутливо обобщил, что все проблемы у отечественных реставраторов старинных храмов из-за либерального царя Александра II, разрешившего отапливать древнерусские церкви, которые изначально строились не приспособленными для этого. При Николае I, который наложил резолюцию «оставить навсегда холодными», проблем не возникало, сказал он. По словам Баталова, реставраторам также пришлось разбираться с последствиями работ советского периода, которые на сегодняшний день устарели: «Мы убрали промежуточную кровлю, сделанную к Олимпиаде, убрали утепление. Оказалось, что в советское время были закрыты продухи, что также влияло на микроклимат. Теперь терморегуляция восстановлена».
Другой важной проблемой является то, что в советское время Соборная площадь была забетонирована и перестала «дышать». Влага, вместо того чтобы испаряться через швы мощения, ползет к фундаментам здания и поднимается по ним. Образуются соли, которые оседают на отмостке. Баталов рассказал, что была достигнута договоренность с Управлением делами Президента РФ — и эта сплошная бетонная плита будет немного потревожена, чтобы облегчить состояние Успенского собора. Планируется убрать 2 м сплошного бетона по периметру собора и таким образом помочь фундаменту и стенам.
«В Кремле сохранился оазис научной реставрации, сформированный в 1970-е годы. Поэтому мы совершенно не собираемся спешить и будем все делать медленно и аккуратно, потратим на это целых семь лет — и защитим здание на ближайшее столетие, учитывая глобальные изменения климата», — сказал он.
Реставрация росписей Успенского собора. Фото: Музеи Московского Кремля
Также планируется усовершенствовать инженерные сети в соборе. В связи с этим будет необходимо поднимать пол храма, и поэтому реставраторы надеются обнаружить там какую-либо информацию о предыдущих Успенских соборах, стоявших на этом месте. Гагарина уточнила, что планы по работам в подвальной части уже завершены. Особое внимание будет обращено на чугунные плиты пола, которые положены без связующего и поэтому весной приподнимаются от влаги.
Пристенные киоты будут поставлены на свои места, и поэтому экспозиция икон в интерьере храма должна немного измениться в лучшую сторону. Кстати, каталог икон издан, готовится шеститомный каталог фресок храма, причем осталось доделать лишь последний том.
Елена Гагарина также сказала несколько слов о том, как идут дела с новым зданием музеев, которое возводится рядом с храмом Василия Блаженного. Уже завершилась реставрация исторического каре Средних торговых рядов, а также закончилась постройка внутреннего каре (корпус Б). Через пару месяцев начнутся отделочные работы и установка инженерного оборудования. Переезд экспонатов из Оружейной палаты планируется через два года. Музей с финансовой и технической поддержкой компании «Транснефть» занимается виртуальным проектированием экспозиции.
Успенский собор Московского Кремля. Фото: Наталья Волкова / Фотобанк Лори
Музеи Московского Кремля за последние два года привели в порядок Благовещенский и Архангельский соборы, которые, как рассказала директор музеев Елена Гагарина, «теперь могут противостоять огромным потокам туристов и агрессивному воздействию воздушной среды». Теперь же настала очередь кропотливой реставрации Успенского собора, возведенного в 1475–1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Работы проходят при сотрудничестве с компанией «Транснефть», которая является стратегическим партнером музея. Бюджет проекта — около 360 млн руб.
Заместитель директора музея по научной работе Андрей Баталов рассказал, что закрыть Успенский собор на комплексную реставрацию невозможно, так как это действительно главный храм страны. Сотрудники музея подчеркивают, что храм на время работ не закрывается, он продолжает функционировать и как музей, и как место богослужений. Это стало возможным благодаря продуманной организации работ: здание разделено на шесть зон, которые закрываются на реставрацию поочередно.
Ансамбль фресок
Росписи Успенского собора Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
В настоящий момент в Успенском соборе продолжается реставрация фресок, начатая в 2017 году.
Работа реставраторов фресок, отмечают в Музеях Московского Кремля, «направлена прежде всего на поддержание сохранности стенописи и бережный уход за ней. Они проводят мониторинг состояния сохранности грунта и красочного слоя, удаляют со всей поверхности копоть и грязь, убирают выступившие соли, заделывают трещины в штукатурном основании и восполняют утраты штукатурки, укрепляют грунт и красочный слой, тонируют утраты, где это необходимо». По словам Гагариной, речь идет скорее о консервации, чем о чем-то более серьезном.
Во время проведения работ, в которых задействовано около 40 сотрудников Межобластного научно-реставрационного художественного управления, было сделано неожиданное открытие — ранее неизвестные фрагменты фресок. В Похвальском приделе обнаружены нижние части композиций «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи», кроме того две фигуры пророков (из композиции «Похвала Богоматери»). По мнению исследователей, их можно датировать концом XV века. Примерно тогда, в 1481 году, был создан первый иконостас собора. Либо же их написали в 1513–1515 году, когда собор был впервые расписан целиком.
Уникальность находки в том, что ранее росписи этого периода считались практически полностью утраченными, — их заменил нынешний ансамбль фресок, созданный при Михаиле Федоровиче в 1643 году. Предыдущее открытие фресок в Успенском соборе было в 1910-х годах, когда реставратор Е.И.Барягин освободил от штукатурки другие ранние фрески Похвальского придела. Завершить нынешний цикл реставрации планируется в 2023 году.
«Собор постоянно преподносит сюрпризы», — отметил Баталов. По его словам, несколько дней назад хранитель собора Алексей Барков, решив вынуть из иконостаса часть икон, закрывающих столп, за одной из икон нашел композицию с ангелом и праведником, предположительно относящуюся к 1515 году. Эта фреска в северо-восточном столпе была скрыта за алтарной преградой, и последними ее видели те, кто устанавливал этот иконостас в XIX веке.
Потолок и подпол
Росписи Успенского собора Московского Кремля. Фото: Музеи Московского Кремля
Хотя эта новость про находку фресок — самая эффектная, гораздо важнее другой аспект, о котором также было подробно рассказано на специальной пресс-конференции. Речь идет о реставрации непосредственно здания. В 2018 году начались работы с конструкциями крыши, сводов, кровли и чердака. Это помогло устранить конденсат, который увлажнял собор и вредил состоянию фресок и предметов в храме. Также был нормализован микроклимат подкровельного пространства.
Баталов рассказал, что удалось опровергнуть мнение, возникшее в 1970-х годах, о том, что храм находится в аварийном состоянии и своды его вот-вот упадут. Семь лет назад был проведен полный мониторинг, который дал полную уверенность в том, что он находится в удовлетворительном состоянии. «Миф об аварийном состоянии сводов не подтвердился, — подчеркнул Баталов. — Оказалось, что влага проникала внутрь через крепления для люстр, причем это были не атмосферные осадки, а конденсат, накопившийся под кровлей». Искусствовед шутливо обобщил, что все проблемы у отечественных реставраторов старинных храмов из-за либерального царя Александра II, разрешившего отапливать древнерусские церкви, которые изначально строились не приспособленными для этого. При Николае I, который наложил резолюцию «оставить навсегда холодными», проблем не возникало, сказал он. По словам Баталова, реставраторам также пришлось разбираться с последствиями работ советского периода, которые на сегодняшний день устарели: «Мы убрали промежуточную кровлю, сделанную к Олимпиаде, убрали утепление. Оказалось, что в советское время были закрыты продухи, что также влияло на микроклимат. Теперь терморегуляция восстановлена».
Другой важной проблемой является то, что в советское время Соборная площадь была забетонирована и перестала «дышать». Влага, вместо того чтобы испаряться через швы мощения, ползет к фундаментам здания и поднимается по ним. Образуются соли, которые оседают на отмостке. Баталов рассказал, что была достигнута договоренность с Управлением делами Президента РФ — и эта сплошная бетонная плита будет немного потревожена, чтобы облегчить состояние Успенского собора. Планируется убрать 2 м сплошного бетона по периметру собора и таким образом помочь фундаменту и стенам.
«В Кремле сохранился оазис научной реставрации, сформированный в 1970-е годы. Поэтому мы совершенно не собираемся спешить и будем все делать медленно и аккуратно, потратим на это целых семь лет — и защитим здание на ближайшее столетие, учитывая глобальные изменения климата», — сказал он.
Реставрация росписей Успенского собора. Фото: Музеи Московского Кремля
Также планируется усовершенствовать инженерные сети в соборе. В связи с этим будет необходимо поднимать пол храма, и поэтому реставраторы надеются обнаружить там какую-либо информацию о предыдущих Успенских соборах, стоявших на этом месте. Гагарина уточнила, что планы по работам в подвальной части уже завершены. Особое внимание будет обращено на чугунные плиты пола, которые положены без связующего и поэтому весной приподнимаются от влаги.
Пристенные киоты будут поставлены на свои места, и поэтому экспозиция икон в интерьере храма должна немного измениться в лучшую сторону. Кстати, каталог икон издан, готовится шеститомный каталог фресок храма, причем осталось доделать лишь последний том.
Елена Гагарина также сказала несколько слов о том, как идут дела с новым зданием музеев, которое возводится рядом с храмом Василия Блаженного. Уже завершилась реставрация исторического каре Средних торговых рядов, а также закончилась постройка внутреннего каре (корпус Б). Через пару месяцев начнутся отделочные работы и установка инженерного оборудования. Переезд экспонатов из Оружейной палаты планируется через два года. Музей с финансовой и технической поддержкой компании «Транснефть» занимается виртуальным проектированием экспозиции.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/7790/
Комментариев нет:
Отправить комментарий