Для Михаила Нестерова его картина «Видение отроку Варфоломею» всю жизнь оставалась самой значимой. Это первая и самая известная работа в его серии о Сергии Радонежском, средневековом русском святом, основателе и игумене Троице-Сергиевой лавры. Картина считается дебютной в направлении русского символистского движения.
«Видение отроку Варфоломею» - картина русского художника Михаила Нестерова (1862-1942), художника из далёкой Уфы. Он родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Мать, Мария Михайловна, отличалась властным характером и происходила из старинного купеческого рода Ростовцевых. Отец, Василий Иванович Нестеров, человек прямолинейный и независимый, очень уважаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными товарами. От семьи, от добротного уклада всей уфимской жизни в нем сохранилась закваска на всю жизнь. Он всегда отстранял все чуждое по духу, по устремлениям и в творчестве, и в жизни. Никогда он не впускал в себя и то, что сам называл «смертоносной бациллой русского интеллигента», — скептицизм.
Михаил Нестеров ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно, а эта работа про Варфоломея стала кульминационной в зарождающемся русском символизме. Русский символизм был художественным движением, преобладающим в конце XIX и начале XX века.
История создания
Эта самая значительная и известная работа Михаила Нестерова написана по сюжету, взятому из «Жития преподобного Сергия». Варфоломей был умным мальчиком. Однако ему было очень трудно научиться читать. На картине описан тот самый день, когда отец послал мальчика искать потерянного жеребенка. По пути он встретил монаха, который стоял под дубом и благочестиво молился. Мальчик, увидев незнакомца, смиренно ждал окончания его молитвы. Затем монах благословил мальчика и спросил его, кого он ищет. Мальчик ответил, что он хотел бы научиться грамоте и читать Священное Писание. Духовный старейшина дал ему кусок просфоры (священного хлеба), и с того дня он научился читать. Православные христиане интерпретируют этот сюжет как ангельское посещение.
Образ Сергия Радонежского был близок художнику с самого детства и был олицетворением нравственного идеала Нестерова. Мастер придал образу Сергия в своих работах главенствующую роль в сплочении русского народа. Вместе с преподобным Серафимом Саровским он является одним из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви. Образ Преподобного Сергия Радонежского стал символом надежды на возрождение русской духовности. Религиозные философы считали Троице-Сергиевый монастырь центром русской духовности.
Троице-Сергиева лавра
Художник делал зарисовки пейзажей в 1899 году в окрестностях Троицкой Сергиевой Лавры, поселившись в селе Комяково близ Абрамцево и Радонежа. Абрамцево стало одним из любимых мест Михаила Нестерова. Создавая образ чудесного видения, художник стремился передать как можно больше исторической достоверности. Вдалеке изображена деревянная церковь, два голубых купола которой похожи на васильки, растущие на зеленом лугу. Позади маленькая деревня, а за деревней - огромное пространство. Густые леса окружают, обрамляют сцену картины. Учитывая, что поля уже желтеют, вполне вероятно, что это ранняя осень.
Презентация картины
Картина, которая вызвала самые противоречивые мнения, стала буквально сенсацией на XVIII выставке Передвижников. Как вспоминал сам художник – «судили картину страшным судом». Главные нападки доносились со стороны Стасова, Мясоедова, Суворина и др. Безусловно, были и те, кто благодарил Нестерова за работу. Свою признательность выражали за «Варфоломея» Левитан и Суриков, Васнецов, Толстой и Горький. Произведение одним махом опрокинуло рационалистические устои, которые с таким трудом укореняли передвижники. Что за мистицизм, что за нимб над головой? Стасов даже потратил немало сил, чтобы отговорить Третьякова от покупки «случайного на выставке» полотна. Но Павел Михайлович Третьяков все же приобретает «Варфоломея», вопреки советам некоторых критиков той поры.
Герой или героиня?
Молодого героя Нестеров писал с натуры. И, как ни странно, прототипом Варфоломея в отрочестве стала... девочка. Однажды в Абрамцевских окрестностях он встретил ее, больную чахоткой. Его очень поразил какой-то небесный взгляд девочки, тоненькое, болезненное личико, яркие глаза. Это была 9-летняя девочка из села Комякино. Когда художник впервые увидел ее, с короткими волосами, с большими глубокими голубыми глазами, он сразу понял, что она и станет лицом героя его мальчика Варфоломея. Отрок смотрит на игумена с восхищением и огромным любопытством (зритель даже чувствует зарождение чуда в его душе).
Его светлые волосы гармонично сочетаются с оттенками деревьев и полей. Особенно знаменателен молитвенный жест, в который сложил свои тонкие мягкие ручки главный герой. Его спина и колени слегка согнуты, он, похоже, намерен преклониться перед святым. Герой одет в простую крестьянскую одежду (рубаху и штанишки). Перед ним стоит таинственная и загадочная фигура старца - монаха. Мантия скрывает его лицо и голову, но зритель может заметить части седой бороды. Вокруг головы старца - подсвеченный нимб. В руках старик держит шкатулку с просфорой, на нем нарисован крест. Одет мудрец в черную мантию с красными крестами.
Фрагменты
Продолжение картины
Спустя много лет Михаил Нестеров написал продолжение своей самой известной картины. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 произведений, посвящённых его излюбленному герою: «Юность преподобного Сергия», триптих «Труды преподобного Сергия», «Преподобный Сергий» и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским». Более поздняя версия «Варфоломея», датированная 1922 годом, была продана на Sotheby's в 2007 году за 4,3 миллиона долларов.
Нестеров Михаил
Подводя итог всей своей творческой жизни, Михаил Васильевич не раз говорил: «Кому ничего не скажет «Варфоломей», тому не нужен и весь Нестеров».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290320/45919/
Комментариев нет:
Отправить комментарий