Эти четверо молодых людей – а никому из участников событий не было на тот момент больше двадцати пяти – не думали, конечно, что попадут в хроники дуэлей, в которых стреляются и главные противники, и секунданты. Нет, ими двигало совсем другое – любовь и ревность, верность и неприязнь, благородство и самопожертвование. Как и любая дуэль, эта наложила свой отпечаток на дальнейшую судьбу ее участников – тех, разумеется, которые остались в живых.
Любовный треугольник или недоразумение: Истомина, Шереметев и Завадовский
Василий Васильевич Шереметев
В 1815 году двадцатилетний Василий Шереметев влюбился в известную балерину Авдотью Истомину – ту самую, что «толпою нимф окружена», ту, что была воспета в романе «Евгений Онегин». Штабс-ротмистр Кавалергардского полка, успевший поучаствовать в военных походах, в том числе – в битве при Бородино в Отечественную войну, Шереметев добился благосклонности артистки и поселил ее на своей квартире. Два года Истомина жила на его попечении, но к исходу 1817 года «намеревалась уйти»: не то из-за сложного беспокойного нрава Василия, не то, как утверждали злые языки, просто потому, что получала недостаточно подарков. В ноябре между Авдотьей и Шереметевым произошла ссора, и балерина съехала с его квартиры.
Авдотья Истомина. Когда разворачивались события, балерине было всего восемнадцать
17 числа в гримерную Истоминой пришел Грибоедов и в беседе пригласил на чай, в квартиру, которую делил тогда с Александром Завадовским. Это был молодой граф, игрок и повеса, и поговаривали, что он уже некоторое время влюблен все в ту же балерину, а потому своим жестом Грибоедов якобы хотел сделать своему приятелю своеобразный подарок. Истомина приняла приглашение.
Александр Петрович Завадовский
Спустя несколько дней Шереметев, в отчаянии от произошедшего между ними разрыва, умолял Истомину вернуться к нему и даже угрожал застрелиться в случае отказа; та согласилась. Под градом расспросов о том, как провела она последние дни, Авдотья рассказала о чае с Завадовским, и взбешенный Шереметев отправился к сопернику с вызовом на дуэль. Не один – его сопровождал друг, Александр Якубович. Завадовский уверял, что причины для поединка нет, что сам он стреляться не имеет охоты, но будет к услугам Шереметева, если тот настаивает. Якубович, в свою очередь, вызвал Грибоедова.
Первая часть дуэли
Первая часть четверной дуэли состоялась под Петербургом 12 ноября 1817 года
Подробности конфликта и поединков известны плохо: разумеется, все задействованные в них лица были определенным образом связаны – и законом, запрещающим дуэли, и неписаными правилами дворянского кодекса чести. В ходе разбирательств многие пытались представить других в лучшем свете или же просто хранили молчание, оставляя простор для домыслов. Поэтому ход событий в ноябре 1817 года, а затем осенью 1818 года может быть восстановлен сейчас лишь приблизительно, с некоторыми допущениями. В частности, есть основания считать, что между Грибоедовым и Якубовичем уже к моменту скандала вокруг балерины были некие собственные личные счеты.
Александр Иванович Якубович
12 ноября 1817 года противники – Шереметев и Завадовский, а также их секунданты – Якубович и Грибоедов встретились на Волковом поле. Стрелялись, сходясь на шесть шагов при барьере в восемнадцать. Первым стрелял Шереметев; пуля пробила воротник или борт сюртука Завадовского. Тот, как утверждалось позже, хотел избежать кровопролития, выстрелив в воздух, или же обойтись «малой кровью», стреляя в ногу противника, но Шереметев был настроен категорично, остаться в живых должен лишь один из них двоих. Завадовскому ничего не оставалось, кроме как стрелять на поражение.
Александр Сергеевич Грибоедов
Выстрел пришелся в живот, ранение оказалось смертельным. Василия Шереметева отвезли на квартиру, где он скончался на следующий день. Вторая часть «четверной» дуэли, поединок секундантов, по этой причине была отложена.
Разумеется, было начато следствие, причем отец убитого сам ходатайствовал перед императором о прощении Завадовского. После окончания следствия граф, которого сочли действовавшим из «необходимости законной обороны», уехал из России за границу, в Лондон, где и умер в 1856 году.
Вторая дуэль
Маловероятно, что дуэль между Шереметевым и Завадовским никак не повлияла на молодежь той эпохи, их ценности и их литературные произведения
Якубовича отправили служить на Кавказ, кстати, в тот же драгунский полк, в котором позже окажется Михаил Лермонтов. Там, в Тифлисе, секунданты и встретились: Грибоедов, назначенный секретарем российского посольства в Персии, по долгу службы часто бывал в этом городе. Дуэль, отложенную когда-то из-за смертельной раны одного из участников, было решено наконец провести. Состоялся этот поединок у селения Куки 23 октября 1818 года.
Николай Муравьев-Карский, один из секундантов второй части дуэли
И здесь присутствовали секунданты, уже не принимавшие личного участия в стрельбе: дипломат Амбургер со стороны Грибоедова и Николай Муравьев, друг Якубовича. Будущий автор «Горя от ума» выстрелил в воздух, его противник целил в живот, но попал в кисть левой руки Грибоедова.
Впоследствии поэт, любивший играть на фортепьяно, был принужден пользоваться особой «аппликатурой», надевая на мизинец специальный кожаный чехольчик. В 1829 году во время резни в Тегеране Грибоедов был убит. Тело удалось опознать благодаря следам того самого ранения.
Несмотря на запреты, дуэли продолжали оставаться способом решить конфликт между дворянами на протяжении всего XIX века
Александр Якубович после дуэли продолжил свою службу. Он славился небывалой удалью, первым кидался в бой, «сроднился» с Кавказом, переняв и обычаи, и темперамент горцев, с которыми общался. В 1825 году он приехал в Петербург и там принял участие в декабрьском восстании. После суда над декабристами Якубович отправился в ссылку, сначала на Нерчинские рудники, позже – на поселение под Иркутском. В 1845 году он умер.
Невольная виновница всего произошедшего, Авдотья Истомина, продолжала карьеру в театре. В возрасте за сорок, уже после ухода со сцены, она вышла замуж за актера Экунина. Умерла бывшая возлюбленная Василия Шереметева в 1848 году от холеры.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200320/45844/
Комментариев нет:
Отправить комментарий