Какие секреты скрывает символика Яна ван Эйка: «Мадонна каноника ван дер Пале»




Во Фландрии XV века братья ван Эйк славились своим мастерством, новаторством, стремлением к переменам в искусстве и к разрыву с готикой, который в других европейских странах уже произошел. Все эти качества прекрасно соединились в монументальной работе Яна ван Эйка - «Мадонна каноника ван дер Пале». Она скрывает загадочные символические элементы, а также автопортрет самого мастера.


О художнике
Художник Ян ван Эйк родился в 1390 г. в Маасейке, недалеко от Маастрихта. Работал при дворе баварских герцогов в Гааге, потом состоял на службе у герцога Бургундского Филиппа Доброго. Вкупе с придворной службой, ван Эйк занимался и частными заказами (знаменитый Гентский алтарь и портреты частных заказчиков). «Мадонна канцлера Ролена» была написана для бургундского канцлера Николаса Ролена. Визуальные и тематические детали этой картины очень похожи на детали другой работы ван Эйка - «Мадонна каноника ван дер Пале». После Гентского алтаря это вторая по величине сохранившаяся работа ван Эйка и единственная в горизонтальном обрамлении.


«Мадонна каноника ван дер Пале»
«Мадонна каноника ван дер Пале» - это масштабная работа ван Эйка (141 x 176.5 см), написанная маслом на дубе в начале 1434–36 гг. На ней изображен сам каноник Йорис ван дер Пале, преклонивший колени перед Мадонной и Младенцем. Рядом с каноником - его небесный покровитель, святой Георгий. Слева изображен святой Донатиан. Появление этой фигуры тоже диктовалось особенностями заказа, ведь работа предназначалась для храма, освященного в его честь.
«Мадонна каноника ван дер Пале» ван Эйка характеризуется инновационным использованием иллюзионизма и сложной пространственной композицией. Панно вставлено в оригинальную дубовую раму, которая содержит несколько латинских надписей (включая подпись ван Эйка, гербы семей отца и матери ван дер Пале, дату завершения работы, имя заказчика и тексты, относящиеся к святому Георгию и святому Донатиану).





Верхняя граница содержит фразы из Книги Мудрости, сравнивающие Марию с «незапятнанным зеркалом». Фигуры, мельчайшие детали одежды, архитектура комнаты и окон изображены с высокой степенью реалистичности. Панно отличается изысканностью одежды, в том числе изящными детальными изображениями меха, шелка и парчи, а также сложной и подробной религиозной иконографией.

Герои
Ван дер Пале
Панель была заказана Ван дер Пале для украшения алтаря. Йорис ван дер Пале - писарь папской канцелярии, сделавший успешную карьеру священника. Работа несла в себе некоторую мемориальную ценность: ван дер Пале был хоть и богатым священнослужителем из Брюгге, но уже пожилым и тяжело больным. На картине Ван дер Пале одет в наряд средневекового каноника, он благочестиво читает часослов. Очки в руках ван дер Пале с одной стороны символизируют образованность и целомудрие, а с другой - ссылаются на ошибочность человеческих чувств. Мастеру реализма ван Эйку удалось даже показать некоторые физические нюансы заказчика: например, потрескавшаяся стареющая кожа, увеличенные височные артерии, опухшие пальцы. Как доказывают церковные записи XV века, ван дер Пале страдал височным артериитом, а также страдал от сильной боли в руках и предплечьях.




Святой Георгий
Святой Георгий стоит в роскошно украшенных доспехах и выглядит слегка расслабленным и даже небрежным. Он приподнимает шлем и левую руку, чтобы представить ван дер Пале. Историк искусства Макс Якоб Фридлендер отмечает, что Святой Георгий кажется нерешительным и неуверенным в себе в такой торжественной и сдержанной обстановке (непривычной для него). Его лицо создает яркий контраст со стареющим и морщинистым лицом ван дер Пале.

Святой Донатиан
Святой Донатиан (архиепископ Реймский), одетый в яркие одежды, стоит слева. Мастерство Ван Эйка в использовании масляных красок можно увидеть в орнаменте нарядов героев: например, в изображении нитей сине-золотой вышитой митры Святого Донатиана, в переплетении восточного ковра, а также в щетине и морщинах на стареющем лице ван дер Пале. На его парче вышиты изображения святых Петра и Павла. В левой руке он держит украшенный драгоценностями процессионный крест, в правой — свой личный атрибут - колесо с пятью зажжёнными свечами, напоминающим об инциденте, когда он чуть не утонул, будучи брошенным в Тибр, а папа Дионисий спас его, бросив колесо от своей повозки, которое тот смог использовать, как спасательный круг.

Дема Мария с Младенцем
Дева Мария восседает на троне с младенцем Христом на коленях в интерьере церкви. Трон Девы украшен резными изображениями Адама и Евы, Распятия и Воскресения Иисуса и сценами из Ветхого Завета. Апсида, в которой она сидит, добавляет иллюзию глубины и трехмерности. Мадонна держит Младенца в правой руке, а цветок - в левой. Она одета в объемное красное платье, а фигура ее окружена восточными узорами нависающего гобелена. Интересная деталь: попугай на коленях Мадонны. Попугай иногда использовался в качестве эмблемы Девы Марии, а вот попугай и цветок вкупе символизируют райский сад, акцентированный резными фигурами Адама Евы. Палитра в цветке (белый, красный, синий) представляет чистоту, любовь и смирение, его лепестки являются атрибутом креста и жертвы Христа. Фигура Богоматери очень богата иконографией: например, резные изображения слева ссылаются на смерть Христа, а элементы справа - на Его Воскресение. Белая ткань Младенца накинута на красную мантию Марии - атрибут празднества Евхаристии и ссылка на смерть и воскресение Христа.
Богоматерь с Младенцем можно увидеть и в отражении шлема Георгия. Ван Эйк демонстрирует свое мастерство, включив свой автопортрет в отражение на рыцарском щите. Художник изображает себя стоящим у мольберта в красном тюрбане.












Местонахождение работы
Картина оставалась в стенах родной церкви до окончания Французской революции, и была одной и самых известных художественных достопримечательностей Брюгге. Кстати, это панно очень хвалил в своем дневнике в 1521 году Альбрехт Дюрер. Во время разграбления имений аристократов в годы оккупации французской революционной армией южных Нидерландов, картину перевезли в Лувр в 1794 году (наряду со многими другими нидерландскими и фламандскими работами). В 1816 году её вернули в Брюгге, где и находится по сей день (в местном Музее Грунинге). Панно ван Эйка называют «шедевром шедевров», оно считается одним из наиболее полно реализованных и амбициозных произведений художника.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160320/45745/

Комментариев нет:

Отправить комментарий