В 1785 году посетители парижского салона были потрясены картиной Давида - «Клятва Горациев», которая впоследствии стала шедевром неоклассицизма. Полотно содержит много примечательных нюансов, которые содержат в себе и скрытые смыслы художника.
В 1784-1785 годах Давид написал «Клятву Горациев» и продемонстрировал ее в Риме. Картина сразу же приобрела огромный успех у критиков и публики и остается одной из самых известных картин в неоклассическом стиле. Всего один критик высказался неположительно о картине: французский ученый и коллекционер Серу д-Аженкур заметил, что такой архитектуры, которую Давид изобразил на заднем плане картины, не было в Риме до времен Поздней империи. Абсурдные упреки? Вероятно. Но Давид довольно разумно отнесся к этой критике и впоследствии очень тщательно изучал архитектуру описываемого им времени. Картина была написана для Людовика XVI, и продолжает тенденцию конца XVIII века, когда художники стали массово увлекаться античными сюжетами.
Легенда. Победить или умереть.
«Клятва Горациев» - это историческая картина, на которой изображена сцена, возникшая в 669 г. до н.э. о споре между двумя конкурирующими городами, Римом и Альба-Лонга. Разгорелся страшный спор. Для схватки было решено отправить по три воина от каждого города. Городом-победителем будет выбран родной город выжившего воина. Из Рима трое братьев Горациев из римской семьи соглашаются прекратить войну, сражаясь с тремя братьями из семьи Куриати (Альба-Лонга). Из трех братьев Горациев только один выживает в битве. Именно выживший брат может убить трех других бойцов из Альба-Лонги. Отсюда название - на картине изображен момент, когда Горации дают клятву защищать Рим. Гораций старший, готовя своих сыновей, взывает их поклясться. Таким образом, описывая данный сюжет, Давид подчеркивает важность патриотизма и мужского самопожертвования ради своей Родины.
Герои - мужчины и женщины
Доблесть - главное качество героев картины Давида. Оно отражается и в атмосфере картины, и в ее деталях. Трое братьев, каждый из которых готов пожертвовать своей жизнью ради блага Рима, приветствуют своего отца, который протягивает им мечи. Достаточно обратить внимание на напряженные мышцы героев, на их воинственные лица, на их абсолютную готовность к сражениям и другие нюансы. Их фигуры - это цитадели патриотизма. Шлемы, мечи, сандалии, тоги - все это кажется аутентичным. Интересно, что в подготовке одеяния персонажей, Давид равнялся на старинные монеты, медали, гравюры и бронзы. Мужчины являются символами высших добродетелей Рима. Их ясность цели, отраженная простым, но мощным использованием цветовых контрастов, придает картине особую напряженность.
Фигуры женщин и детей изображены согнутыми и несобранными в противовес воинственной прямоте мужчин. Две заплаканные женщины на переднем плане подчеркивают драматизм предстоящего события. В правом нижнем углу Давид изображает женщину, которая плачет. Это Камилла, сестра братьев Горациев, которая также обручена с одним из воинов Альба-Лонги. Другая девушка рядом с ней - сестра воина Альба-Лонги и невеста одного из братьев Горациев. Их ситуация особенно трагична: они плачут от осознания того, что в любом случае потеряют любимых. Все женщины, безусловно, понимают, что могут больше не увидеть своих родных. Женщина в глубине сцены - мать братьев Горациев, крепко обнимает детей, которым, вероятно, уготована судьба расти без отца... Глаза детей полны страха - они еще слишком наивны и малы, чтобы понимать трагичность ситуации. Несмотря на эти брачные связи между двумя воинствующими городами и вопреки слезам и мольбам женщин, трое Горациев подчиняются призыву своего отца спасти Рим.
Сцена
Сюжет раскрывается во внутреннем дворике, который слабо освещен зенитным солнцем. Глубокая темная сцена усиливает напряженность и подсказывает неизбежность роковой схватки Горациев. Неспроста художник использовал именно дорический ордер (мужской, строгий, мужественный). Он определяет суровость колонн и капителей. Изобразительная обработка сцены (твердые контуры, обнаженное пространство, четкий цвет, фризоподобная композиция и ясное освещение) столь же строга, как и тематика картины.
Символика картины
1. Все на картине сфокусировано на точке схода трех мечей - это главная композиционная точка полотна. Мечи потрясает старый Гораций в красной тоге (символ воинственности в данном контексте) и с мужественной бородой. Его правая рука открыта - это знак неумолимой судьбы. Левая рука крепко сжимает клинки. Рука Горация и мечи образуют подобие сияющей звезды как символ долга, затмевающего личную судьбу.
2. Все мужчины изображены прямыми линиями по подобию несокрушимых колонн на заднем плане, что указывает на их жесткость и силу. В то время как женщины изогнуты, как арки, которые поддерживаются колоннами.
3. Использование прямых линий для символики силы также продемонстрировано на мечах: два из них изогнуты, а третий - прямой. Вполне вероятно, это подсказка к тому, что только один из братьев выживет в этой схватке.
4. Картина организована по числу три: три брата, три женщины, три меча, три арки.
Неоклассицизм предполагает такие ценности, как стоицизм, самопожертвование, долг, патриотизм и разум. Таким образом, идеализированное искусство классической древности было основным средством для послания Давида, венцом которого и стала «Клятва Горациев»
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/270220/45521/
Комментариев нет:
Отправить комментарий