Один из любимых персонажей Бориса Кустодиева - купчихи. Художник писал их много и в разных интерпретациях. Свою самую знаменитую купчиху Борис Кустодиев писал с землячки, астраханской баронессы Галины Адеркас. Непримечательный на первый взгляд сюжет скрывает за собой отражение общества того времени, социальные дыры и личные проблемы художника.
Предыстория написания картины
Борис Кустодиев тему купеческой жизни перенял из теплых и светлых воспоминаний о о счастливом детстве и юности. Да, материальные условия жизни его семьи были очень тесными (его отец рано умер, а забота о четверых детях легла на плечи его матери), однако в доме Кустодиева царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова пыталась привить своим детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. И у нее это прекрасно получилось! Став известным живописцем, Борис Кустодиев с детства был хорошо знаком с жизнью купца - семья арендовала пристройку в купеческом доме в Астрахани.
Революция 1918
Кустодиев написал «Купчиху за чаем» в 1918 году в возрасте 40 лет. Годы счастливой юности давно позади, а с приходом к власти большевиков эта жизнь была безвозвратно потеряна. Усадьбы купцов и торговцы за накрытыми столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и ужасные. Так Кустодиев описал их режиссеру В. Лужскому: «Мы живем здесь неважно, холодно и голодно, все просто говорят о еде и хлебе ... Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю. Вот и все наши новости».
В. Лужский и портрет Кустодиева
В жестокое время 1918-го, среди холода и гибели, художник грезил о красоте, полной яркой жизни, изобилии и достатке. Однако, наслаждение сытым, бездумным существованием здесь, как и в других произведениях Кустодиева, сопровождается легкой иронией и злой усмешкой. Есть место и гротеску. Пусть он любит воспроизводить на своих полотнах пышных купцов. Но не менее отчетливо он видит бессмысленность и ожесточенность нового образа жизни русских «медвежьих уголков», разрушенных вихрем революции ...
Сюжет картины
Картина «Купчиха за чаем» уникальна своей впечатляющей силой и гармоничной целостностью. Сидя на балконе за вдоволь накрытым столом, образ купчихи приобретает поистине символический оттенок.
Детали картины имеют дополнительное смысловое значение: толстый ленивый кот, мурлыкая и сгибая в удовольствии хвост, трется о плечо хозяйки, элегантная купчиха, с удовольствием пьющая чай на балконе, город на заднем плане с церквями и торговыми рядами и, в частности, великолепный гастрономический натюрморт.
Купчиха за чаем
Спелый красный арбуз, пышный румяный кекс, различные булочки, фрукты, красивый фарфор, большой самовар - все это написано необычно реально и осязаемо. Кажется, будто писал картину человек, который все это имел у себя дома, видел, вкушал, принимал участие в подобной трапезе... В далеком детстве, да, возможно. Но писал картину 40-летний человек, который голодал, жил в революционное время, искал дополнительные способы заработка и был парализован.
Натюрморт
Героиня картины
Героиня картины - Галина Владимировна Адеркас, баронесса древнего клана XIII века. В то время девушка была студенткой первого курса медицинского факультета, хотя на снимке она выглядит намного старше и внушительнее, чем была на самом деле. Однако автор не преследовал цели портретного сходства - это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного города. Истинно русская женщина в изобилии! Она буквально пылает здоровьем.
Сидя удобно, подперев локоть одной руки другой и кокетливо выгибая мизинец, она пьет чай из блюдца. Ее внешность повторяет другие детали картины:
- округлые формы иронично повторяют изгибы самовара,
- белоснежная кожа с румянцем перекликается с розоватыми облаками,
- синие глаза созвучны с небесно синим небом,
- головной убор и серьги повторяют узор на блюдце (синяя тарелочка с золотым орнаментом),
- нежный алый цвет губ сочетается с палитрой в изображении арбуза.
Складки темно-фиолетового платья подчеркивают белизну округлых обнаженных плеч и свежие цвета розового лица. Солнечный летний день стремится к вечеру. Розовые облака плавают в сине-зеленом небе. А на столе уже с жаром вскипел самовар. Абсолютно доминируя в композиции картины, наполняя собой большую ее часть, эта белоснежная купчиха правит полусонным провинциальным городком, который она олицетворяет. А за спиной героини медленно течет уличная жизнь. С одной стороны, гостевой двор и церкви. С другой - тяжелые ворота синего дома, на балконе которого старый торговец и его жена, сидя у самовара, тоже пьют чай из блюдца. Солнечная, сверкающая картина кажется вдохновенным стихотворением о красоте России, о русской женщине.
Презентация
Весна 1919 г. В Зимнем дворце, переименованном во Дворец искусств, открывается «Первая государственная свободная выставка произведений искусства». В ней участвуют более трехсот художников, представителей всех направлений. Это первая крупная выставка в революционном Петрограде. Залы дворца заполнены новым зрителем - это фабричные рабочие, матросы, бойцы только что родившейся Красной Армии. В центре стены, предоставленной академику живописи Кустодиеву, - «Купчиха за чаем».
Это его прощание с прошлым и первые эксперименты по отражению в живописи новой эпохи. Кустодиева нет в день открытия. В течение последних трех лет болезнь наполовину парализовала и приковала его к стулу. Еще в 1911 году у него был диагностирован туберкулез костей, позже образовалась опухоль в позвоночнике. Болезнь прогрессировала. Но странная вещь: чем сложнее болезнь и чем больше страданий в жизни художника, тем больше в его полотнах жизненных соков, радости, света и цветов. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и веселее была его работа. В живописи Кустодиев нашел свое спасение.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060320/45700/
Комментариев нет:
Отправить комментарий