Любовь художника и модели, которая закончилась великой трагедией: Джеймс Тиссо и Кэтлин Ньютон



Успешный художник Джеймс Тиссо и прекрасная ирландка с сомнительным прошлым Кэтлин Ньютон. Что их связывало - таких разных представителей одного общества? Это была великая любовь, приведшая к столь же великой трагедии: к смерти одной и личной продолжительной трагедии для другого.


Кто она - Кэтлин Ньютон?
В 1876 году французский и английский художник Джеймся Тиссо на пике своей популярности встречает Кэтлин (Келли) Ньютон, молодую прекрасную ирландку, прошлое которой, к сожалению, было не столь прекрасным. Келли происходила из ирландской католической семьи врачей и выросла в Лахоре в Индии. Ее отец, Чарльз Фредерик Эшбернхам Келли, офицер ирландской армии. Мать, Флора Бойд, родилась в Ирландии и рано скончалась. Отсутствие материнского воспитания оказало свое неблагоприятное влияние на будущее девочки.
Когда Кэтлин было шестнадцать лет, отец выдал ее замуж за Исаака Ньютона, хирурга индийской гражданской службы. Во время путешествия в Индию, один из пассажиров, капитан Паллизер, стал одержим ее красотой и соблазнил ее. Измученная угрызениями совести и по совету католического священника, Кэтлин рассказала о случившемся своему супругу и подала на развод. Однако, ее репутация была безнадежно испорчена: о ней говорили как о любовнице Паллизера. Кэтлин пришлось забрать свою дочь и переехать к своей сестре в Сент-Джонс-Вуд.



Статус разведенной дамы, дочь на руках и сомнительные связи - этого было достаточно, чтобы испорить себе репутацию и быть изгнанной из респектабельного викторианского высшего общества. В элитном районе Лондона Сент-Джонс-Вуд она познакомилась с Джеймсом Тиссо, где художник имел свой роскошный дом. Они познакомились, а впоследствии Кэтлин стала для живописца вдохновением, музой, самой великой любовью. И, конечно, его абсолютно не волновало ее прошлое. Он был ослеплен ее душой и красотой. Ее называли «ravissante Irlandaise» («восхитительная ирландская женщина»), а Тиссо был очарован ее ирландским католическим происхождением. Художник описывал свою жизнь с Кэтлин как «домашнее блаженство». Любовь к Кэтлин означало для Тиссо, что он перестанет посещать лондонские вечера. Эта ситуация вынудила художника сделать выбор между его общественной жизнью и Ньютон. К его чести он выбрал свою даму. Кэтлин переехала в дом Тиссо и жила с ним до самой своей смерти в 1882 году. Эти годы Тиссо вспоминал как самые счастливые в жизни. Отныне их семейное счастье обеспечивала загородная уютная жизнь. Но, конечно, было бы неправильно думать, что Тиссо стал отшельником. Они с Кэтлин часто приглашали гостей и развлекали своих богемных артистических друзей в своем доме.
В 1876 году он написал ее офорт под названием «Портрет миссис Н.», также называемый «La frileuse». Кэтлин Ньютон была чрезвычайно привлекательной молодой женщиной, она появлялась во многих картинах Тиссо. Все работы Тиссо с моделью в лице Кэтлин написаны так чувственно и мастерски, что любой зритель без сомнения поверит в искренность привязанности художника и модели. Кэтлин была музой Тиссо и, позируя ему, она ​​была и загадочной женщиной, и грустной женщиной, и роковой дамой.




Трагедия Кэтлин
Однако, эту романтическую историю настигла классика жанра. Семейное счастье Кэтлин и Тиссо было недолгим. В конце 1870-х здоровье музы Тиссо начало ухудшаться с появлением чумы XIX века - туберкулеза. В 1882 году Кэтлин, слабая духом, не выдерживает постоянных болей и тягот заболевания. Она выпивает непомерную дозу опийной настойки — ландаума, которую она использовала в качестве болеутоляющего. Счастливый отрезок жизни закончился трагедией: Кэтлин похоронили за оградой кладбища Кенсал Грин как самоубийцу. Через неделю Тиссо покинул свой дом в Сент-Джонс-Вуде и так и не вернулся в него. Дом был позже куплен Алма-Тадемой. После смерти Кэтлин Ньютон Тиссо вернулся в Париж.

Особого внимания требует эволюция портретов с Кэтлин Ньютон: до болезни картины с Келли имеют яркую красочную летнюю палитру. Тиссо часто изображает ее с детьми, в саду или играющими и улыбающимися.




Но при наступлении болезни картины терпят резкие трансформации. Отныне палитра использована темная, мрачная. Кэтлин лежит в безжизненной позе. Следы болезни заметны и в фоне картины, и на лице героини. Мазки художника стали более резкими и грубыми.




Личная драма Тиссо
Тиссо оставался преданным ей всю жизнь и не рассматривал более вопроса о браке с кем-либо. Художник, казалось, не мог принять чудовищность случившегося. Личная трагедия, от которой художник так и не смог полностью оправиться, стала поворотной в творчестве Тиссо. Как и многие англичане в это время, Тиссо заинтересовался спиритизмом и несколько раз пытался связаться с мертвой Кэтлин. После этого Тиссо испытал глубокий религиозный опыт и стал все более набожным.
Отныне героями его картин были не богатые женщины, не представители аристократического общества. Теперь Тиссо интересовала Библия. Католицизм, когда-то переданный его матушкой, в это тяжелое время стал для него спасительным кругом. Библия стала настольной книгой и лекарством, которое помогало пережить личное несчастье. Он настолько глубоко стал изучать религию, что даже посетил Святую землю, чтобы воочию увидеть места всех сюжетов. Отныне главный герой его полотен - Иисус. Тиссо начал серию религиозных картин, неоднократно посещая Ближний Восток, чтобы наблюдать и рисовать фоны для своих картин маслом. И, надо сказать, эти картины были хорошо приняты в то время.



Одна из наиболее примечательных работ этого периода «Явление 1885 года», которую Тиссо создал сразу после возвращения в Париж после смерти Кэтлин Ньютон. Она основана на видении, которое он имел о Ньютоне во время спиритического сеанса.




Явление (1885)

Работа изображает фигуру, излучающую свет, стоящую рядом с духовным наставником. Племянница Ньютона, Лилиан Херви, вспоминала, что после смерти Кэтлин скорбящий Тиссо «завернул ее гроб в пурпурный бархат и молился рядом с ним часами». Сам Джеймс Тиссо умер в бельгийском городе Буйон 8 августа 1902 года.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090420/46038/

Комментариев нет:

Отправить комментарий