Какие загадки таит «Автопортрет с семью пальцами» Марка Шагала



этот виртуоз, который держит свою палитру и кисти, как будто они скрипка и смычок? А почему у него семь пальцев? Эти и многие другие загадки таит в себе «Автопортрет с семью пальцами» Марка Шагала, художника трех культур.


О художнике
Марк Шагал родился в 1887 году в Белоруссии (Витебск), входившей тогда в состав Российской империи. Настоящее имя художника - Мовша Шагал. Его отец был рабочим (неквалифицированным строителем). Будучи одним из девяти детей, родившихся в благочестивой еврейской семье, Шагал стал впоследствии художником, гравером и дизайнером.

А путь к карьере художника был у Шагала не самым легким. Еврейское происхождение и верования мастера имели определенные запреты на создание картин (Ветхий Завет запрещал идолопоклонство и был истолкован евреями как запрет на рисование картин). Шагал писал: «На наших стенах не висела ни одна картина. До 1906 года, за все годы, что я провел в Витебске, я никогда не видел ни одной картины».

В 1906 году, когда ему было 19 лет, Шагалу было разрешено брать уроки у портретиста в его родном городе Витебске, небольшой провинциальной общине с 60 000 жителей, более половины из которых - евреи. Шагал вспоминал: «Мой дядя был слишком напуган, чтобы поддержать меня. Что если я захочу изобразить его? Бог запрещает такие вещи. Это грех».

Став в итоге художником, Шагал не отвернулся от своего еврейского происхождения. Напротив, был горд им. Он сам однажды сказал об этом в письме в редакцию американского издания «Еврейская культура» в сентябре 1947 года: «Бессонными ночами думаю я иногда, что, может, я все же создал пару картин, которые могут мне дать право называться: «еврейский художник»... Еврей я всегда... Если бы я не был евреем, я не был бы художником».





Многие созданные Шагалом работы охватывают почти все художественные стили и направления. Творя как модернист, Марк Шагал также создавал полотна в кубическом стиле. Одна из его самых известных работ, в которой он экспериментирует с новым для него стилем, - «Автопортрет с семью пальцами». Это картина маслом является частью коллекции Шагала в музее Стеделийк в Амстердаме.






Сюжет
«Автопортрет с семью пальцами» был первым автопортретом Марка Шагала. Он написан художником в возрасте 25 лет (1913 год). Полотно было создано в его первой парижской студии, где он и 200 других художников творили в знаменитом парижском общежитии художников на Монпарнасе под названием «Улей».

На полотне художник изобразил себя работающим за мольбертом. Предмет его картины - доярка и корова. «Автопортрет с семью пальцами» содержит в себе намеки на процветание и успешную жизнь: яркая палитра красок, кричащий галстук-бабочка, сияющий вид из окна. Теплые, яркие цвета напоминают детство художника и его родной город Витебск, «живописный город церквей и синагог». Хотя Шагал провел большую часть своей жизни во Франции, он всегда душой и сердцем возвращался в Беларусь.






В «Автопортрете с семью пальцами» над художником переплелись два пейзажа: справа его новый дом в Париже, слева - воспоминания о его детской деревне в Беларуссии и родной Витебск. Шагал испытывал большую любовь к Парижу, на полотна она проявляется включением Эйфелевой башни в окне, которое находится в верхнем левом углу картины.

Справа над головой мастера витающее облако - это образ православной церкви. Впервые в творчестве Шагала мы видим пейзаж Витебска, оформленный в круглую раму с небольшой зеленоватой синагогой в центре. В верхней части полотна на иврите написаны слова «Париж» и «Россия». Шагал представляет самого себя успешным художником: ухоженные волосы, элегантный костюм, розовый цветок в петлице и модный галстук. В руках у него - красочная палитра в виде скрипки со множеством цветов - еще один атрибут успеха.

В этой гамме цветов особенно выделяется желтый. Яркий, сияющий, полупрозрачный желтый. Этот мощный цвет можно сравнить только с желтым цветом Винсента Ван Гога. Но какие они разные: у Винсента желтый - это душевная неуравновешенность и одиночество. У Марка Шагала желтый цвет - это энергичность и успех.


Влияние кубизма
Угловатый, словно сломанный формат картины, больше похожей на головоломку - это влияние кубизма, популярного в то время стиля живописи. Важное значение здесь сыграло знакомство с Пикассо (родоначальником кубического направления). Помимо использованного стиля кубизм, есть на картине и отголоски реализма: Шагал запечатлел в портрете реальные свои черты - длинный прямой нос, миндалевидные глаза и вьющиеся волосы.




Знаменитый "Улей


Почему 7 пальцев?
У художника семь пальцев на руках. Интерпретация этого символа различна. Считается, что это изображение связано с библейским сюжетом. Согласно Библии, Бог создал мир за 7 дней, а Марк Шагал создает свою работу, используя заветное число «7» как символ создателя.
Еврейское наследие Шагала ярко проявляется во многих его работах со ссылками на традиционные народные сказки, басни и верования. В «Автопортрете с семью пальцами» Шагал обращается к красочному идишскому народному выражению «Mit alle zibn finger» (со всеми семью пальцами), которое означает «делать что-то семью пальцами», т.е. так хорошо, насколько возможно.
Альтернативное определение семи пальцев на его руке может быть результатом того, что его датой рождения является седьмой день седьмого месяца 1887 года (07.07.1887). Кроме того, любимой цифрой художника всегда была цифра 7.





Таким образом, этот автопортрет несет в себе посыл художника о принадлежности к трем культурам: Марк Шагал был странствующим мечтателем с тремя душами: еврейской, французской и российской. Кроме того, Марк Шагал проявил на полотне любовь к цифре 7, не забыв упомянуть и еврейскую пословицу. Творчество Марка Шагала оказало влияние на огромное количество культур: из своего скромного родного города Витебск, он отправился созерцать величие Санкт-Петербурга, романтику Парижа, свободу Нью-Йорка. Во время войн, преследований нацистов и прочих трудностей он все-же нашел свой смысл - живопись.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120420/46069/

Комментариев нет:

Отправить комментарий