Сюзанна Валадон была французской художницей и первой женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств. Сюзанна жила и работала в самом эпицентре художественного квартала Парижа - Монмартре. Она была любимой моделью и другом для многих известных художников своего поколения. А ведь Сюзанна была всего лишь дочерью прачки. Через что ей пришлось пройти и как она стала независимым революционным художником-женщиной?
Что мы знаем о Сюзанне?
Сюзанна в течение 10 лет работала моделью профессиональных художников, умело подбирая контакты, идеи и методы. Она была юной музой Пьера Пюви де Шаванна, была идеализирована на полотнах Пьера Огюста Ренуара, а Анри де Тулуз-Лотрек мастерски отразил ее сардоническую сторону. Позже она и сама стала художником-нарушителем стереотипов, а также матерью известного художника-пейзажиста Мориса Утрилло. Сюзанна родилась 23 сентября 1865 года в Бессин-сюр-Гартемпе, Франция, в семье незамужней прачки Мадлен. Она никогда не знала своего отца.
Девочка родилась в неофициальном браке, из-за чего ее мать была вынуждена покинуть свой родной город, чтобы избежать скандала и клейма быть незамужней матерью. Кроме того, это было время больших политических волнений, и Мадлен решила перевезти семью на Монмартр. Он был известен как богемный квартал Парижа, где жили творческие люди. Сюзанна Валадон вспоминала: «Улицы Монмартра были домом для меня… Только на улицах царили беготня, любовь и идеи - то, что искали все дети».
портрет Сюзанны Валадон кисти Анри де Тулуз-Лотрека и Ренуара
Цирковая артистка
Чтобы материально поддержать свою мать, Валадон рано начала зарабатывать на жизнь. Всего в 11 лет. Это были случайные заработки, а затем и цирк. В 15 лет Сюзанна стала акробатом в популярном цирке Молье. Она была ловкой гимнасткой и наездницей. И это было занятие ее души. Сюзанна обожала цирк всем сердцем! И, возможно, если бы не серьезная травма, не совместимая с дальнейшей работой акробатом, Сюзанна Валадон стала бы известной цирковой артисткой. После 6 месяцев работы под куполом, девушка упала с трапеции и повредила спину. Для молодой начинающей свою жизнь Сюзанны это было страшным ударом. Даже спустя многие годы она говорила, что никогда бы не оставила цирк добровольно. Но судьба есть судьба. Как только она ушла из цирка, мир искусства открыл ей свои двери. Ее гибкая форма и утонченный взгляд привлекли художников Монмартра.
портрет Сюзанны Валадон кисти Ренуара и Анри де Тулуз-Лотрека
Мир искусства
Именно на Монмартре Валадон еще подростком начала свою карьеру в искусстве. Начала работать моделью для художников, которые покровительствовали кабаре Lapin Agile. Окружение Сюзанны составляли такие художники, как Пьер Пювис де Шаванн, Пьер Огюст Ренуар и Жан Луи Форен. С их помощью и с помощью Анри де Тулуз-Лотрека и Эдгара Дега Валадон и сама научилась живописи.
Валадон была упрямой, независимой и вспыльчивой с юных лет. И при этом, она оставалась чувствительной, веселой, обаятельной и полной энергии. Внешне Сюзанна была привлекательна: она была эльфийкой, всего пять футов ростом, с поразительными голубыми глазами и золотисто-коричневыми кудрями, обрамляющими ее лицо. Фантазия и воображение Валадон были яркими. Бывало, что она на ходу придумывала увлекательные истории (правдивые и не очень). Например, она рассказывала, что поэт XV века, Франсуа Вийон, был ее отцом. Позже она время от времени лгала и о своем возрасте, всегда стремясь создать жизнь, которую она хотела, вместо того, чтобы принять несколько меньшую или ожидаемую реальность.
Сюзанна Валадон в мастерской
И модель, и художник
Долгое время Валадон была музой и подругой для известных художников. А в возрасте 44 лет Сюзанна сосредоточилась исключительно на своей художественной карьере. И на этом этапе она стала не просто женщиной-художником, а революционным художником. Мир искусства в ту эпоху был мужским миром. И Сюзанна практически бросила вызов традициям и стереотипам о работе за холстом. Валадон удалось создать абсолютно новый образ женского тела и новое критическое пространство для изображения женской фигуры.
Портреты Валадон основаны на реальных эмоциях и реальном физическом опыте. Картины побуждают женщин искать себя и отстаивать свою точку зрения. В то время как ее техника и стиль наблюдений имеют много общего с французскими и английскими постимпрессионистами, упорная и многослойная тематическая направленность картин Сюзанны больше похожа на немецкий и австрийский экспрессионизм. На протяжении всей своей карьеры Валадон неоднократно возвращалась к автопортрету.Нарабатывая опыт, Валадон приобрела и уверенность в том, чтобы быть независимой, писать более сложные картины и определять свою собственную личность вне существующих норм. Как сильная женщина-художник, Сюзанна получила привилегированный доступ к наиболее влиятельным и захватывающим событиям в искусстве. Таким образом, Сюзанна Валадон стала ярким маяком для феминистского искусства.
На выставке Национального общества изящных искусств в 1894 году Сюзанна Валадон представила 5 работ. Исторически она была первой женщиной-художницей, которая получила возможность выставляться в этом салоне. В 1895 году она выставила 12 офортов женщин (эти работы были написаны под сильным влиянием Дега) и начала регулярно демонстрировать их в галерее Бернхайм-Жюн в Париже. Хоть и сцены женского туалета были относительно распространенными, но для женщин-художников было необычным и даже шокирующим изображать обнаженных женщин, тем более что эти изображения женщин были в целом правдивыми, а не идеализированными представлениями.
Работы Валадон
Валадон провела свою первую персональную выставку в 1911 году в галерее Clovis Sagot, после чего регулярно участвовала в различных салонах, а также в нескольких показах Берты Вайль, единственной женщины-арт-дилера в Париже в то время. Сюзанна достигла пика своей славы в 1920-х годах и за свою жизнь провела четыре крупные ретроспективные выставки. Благодаря своим картинам и принтам Валадон изменила стиль изображения женской фигуры.
Сюзанна Валадон умерла 7 апреля 1938 года в Париже. Ее работы находятся в коллекциях Центра Жоржа Помпиду в Париже, Музее современного искусства в Нью-Йорке и т.д.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/210420/46163/
Комментариев нет:
Отправить комментарий