Как русская графиня попала на картину «Последний день Помпеи»: Любимая муза Карла Брюллова



Русский художник Карл Павлович Брюллов (12 декабря 1799 - 11 июня 1852), которого без преувеличения называют «Великим Карлом», прославился благодаря своим монументальным работам, самая знаменитая из которых - «Последний день Помпеи». На этой и других полотнах мастера сложно не заметить героиню с милым лицом и искрящимися глазами. Это любимая модель художника - графиня Самойлова.


Биография


Графиня Юлия Павловна Самойлова (урожденная Юлия фон дер Пален; 1803— 14 марта 1875 г.) была внучкой графа Мартина Скавронского и последним потомком семьи Скавронских.

Имя является данью уважения ее бабушке по отцовской линии, Юлиане Ивановне Пален (1751-1814). Согласно другой гипотезе, имя было дано в честь графа Юлия Литты, вице-адмирала Российского императорского флота.
Родители Юлии - Павел фон дер Пален и Мария Скавронская. Так как девочка рано лишилась матери, Юлия выросла в доме графа Юлия Литты. Самойлова стала владелицей Усадьбы Царская (Графская) Славянка (ныне Антропшино), недалеко от Царского Села, и обладательницей нескольких мировых шедевров. Юлия Самойлова - не только светская красавица, но и дочь генерала, внучка двух графов и племянница Екатерины I).



Брак с графом Самойловым

25 января 1825 года она вышла замуж за графа Николая Самойлова, адъютанта лейб-гвардии. Николай был красив, богат, весел и остроумен. Брак, однако, был несчастным и вскоре распался по причине жестоких ссор, которые стали предметом бесчисленных сплетен. Этот период жизни графини был отмечен самыми неприятными слухами. Граф имел склонность к веселью и азартным играм. В 1827 году они разошлись по взаимному согласию. Вскоре, не оправивщись от целого груза сплетен, Самойлова продала Графскую Славянку и уехала в Италию.

Граф Самойлов и графиня Самойлова

Граф Самойлов и графиня Самойлова

Знакомство Самойловой и Брюллова

Юлия Самойлова и Карл Брюллов впервые увидели друг друга в 1830 году в Италии, в знаменитом салоне княгини Зинаиды Волконской. Это была встреча двух знаменитых людей, хоть и не равных. Самойлова была светской красавицей, а Брюллов - просто художником.

Самойлова и ранее была подругой известных творческих людей: композиторов Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Пачини, оперных певцов Ла Скала. И ее главным хобби было покровительство талантливых, но бедных художников, музыкантов, актеров. Графиня Самойлова поддерживала их, но хотела найти настоящего гения, которым могла бы восхищаться. Такой идеал, о котором мечтала, графиня нашла в Брюллове. Она покорила художника совершенной красотой. Интересно, но почти все его «прекрасные итальянки», написанные до встречи с графиней, были похожи на Юлию.

Графиня Юлия Павловна Самойлова была удивительно красивой, невероятно богатой, экстравагантной, часто бросающей вызов общественному мнению. Как раз в то время в салонах Рима люди шептались о «бедном Эммануэле Корне», который не пережил ее равнодушия и застрелился. А вот Брюллову, вероятнее всего, она ответила взаимностью. Она приняла его любовь, несмотря на расстояние между Италией и Санкт-Петербургом.



Графиня Самойлова впервые посетила Брюллова в его римской мастерской, где он работал над «Последним днем Помпеи». Она, конечно, знала, что художник находится в поисках модели для центральной фигуры в композиции и, соответственно, была готова дать ему столько времени, сколько ему нужно для работы. И началась их совместная работа над монументальным полотном. По словам людей, которые знали ее в те годы, графиня резко изменилась после знакомства с художником. Привыкнув к командованию и приказному тону, к Брюллову она относилась иначе: как к первосвященнику, восхищаясь его вечным искусством и талантом. «Никто в мире не восхищается тобой и не любит тебя так, как я…», - написала она художнику. Яркие, красивые, они были незабываемой и даже идеальной парой: он был великим художником, она - прелестной девушкой и мечтой великого художника.

 Википедия Последний день Помпеи

Википедия Последний день Помпеи


Ни кратковременные, ни долгие расставания не могли сделать их отношения менее нежными и доверительными. Доказательством тому служат письма графини, адресованные художнику и его картинам. Черты Юлии появлялись во многих картинах художника. Красивое лицо, которое смотрит на зрителей, было полно загадок. Он и сам задавал себе вопрос: «Можно ли понять эту божественную женщину?». «Последний день Помпеи» среди прочих полотен демонстрирует идеализированные фигуры Самойловой. В основе содержания этого грандиозного исторического полотна площадью около тридцати квадратных метров — трагедия римского города, погибшего при извержении Везувия в I в. н. э. Есть и его портрет: златовласый, с альбомом для рисования на голове, прячущийся под дождем из горячего пепла. Возможно, Юлия также стала вдохновителем знаменитого шедевра «Итальянский полдень».

Фрагменты Последнего дня Помпеи

Фрагменты Последнего дня Помпеи


Последняя встреча

Когда в 1839 году умер граф Литта, оставив ей огромное состояние, Юлия Павловна вернулась в Санкт-Петербург и присоединилась к правам наследования. Юлия унаследовала дворцы и виллы, принадлежавшие семье Висконти и Литты. Именно тогда Карл Брюллов начал писать знаменитый «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини». Столь же быстро, как это показано на картине, она покинула Санкт-Петербург по неизвестной причине. Это была их последняя встреча.

Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини

Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини


Годы без Брюллова не принесли ей счастья: графиня Самойлова была замужем четыре раза, и все браки были краткосрочными. В четвертый раз графиня вышла замуж в 60 лет. Она умерла 14 марта 1875 года в Париже и, согласно ее пожеланиям, была похоронена на кладбище Пер-Лашез.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020520/46234/

Комментариев нет:

Отправить комментарий