Русский художник Карл Павлович Брюллов (12 декабря 1799 - 11 июня 1852), которого без преувеличения называют «Великим Карлом», прославился благодаря своим монументальным работам, самая знаменитая из которых - «Последний день Помпеи». На этой и других полотнах мастера сложно не заметить героиню с милым лицом и искрящимися глазами. Это любимая модель художника - графиня Самойлова.
Биография
Графиня Юлия Павловна Самойлова (урожденная Юлия фон дер Пален; 1803— 14 марта 1875 г.) была внучкой графа Мартина Скавронского и последним потомком семьи Скавронских.
Имя является данью уважения ее бабушке по отцовской линии, Юлиане Ивановне Пален (1751-1814). Согласно другой гипотезе, имя было дано в честь графа Юлия Литты, вице-адмирала Российского императорского флота.
Родители Юлии - Павел фон дер Пален и Мария Скавронская. Так как девочка рано лишилась матери, Юлия выросла в доме графа Юлия Литты. Самойлова стала владелицей Усадьбы Царская (Графская) Славянка (ныне Антропшино), недалеко от Царского Села, и обладательницей нескольких мировых шедевров. Юлия Самойлова - не только светская красавица, но и дочь генерала, внучка двух графов и племянница Екатерины I).
Брак с графом Самойловым
25 января 1825 года она вышла замуж за графа Николая Самойлова, адъютанта лейб-гвардии. Николай был красив, богат, весел и остроумен. Брак, однако, был несчастным и вскоре распался по причине жестоких ссор, которые стали предметом бесчисленных сплетен. Этот период жизни графини был отмечен самыми неприятными слухами. Граф имел склонность к веселью и азартным играм. В 1827 году они разошлись по взаимному согласию. Вскоре, не оправивщись от целого груза сплетен, Самойлова продала Графскую Славянку и уехала в Италию.
Граф Самойлов и графиня Самойлова
Знакомство Самойловой и Брюллова
Юлия Самойлова и Карл Брюллов впервые увидели друг друга в 1830 году в Италии, в знаменитом салоне княгини Зинаиды Волконской. Это была встреча двух знаменитых людей, хоть и не равных. Самойлова была светской красавицей, а Брюллов - просто художником.
Самойлова и ранее была подругой известных творческих людей: композиторов Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Пачини, оперных певцов Ла Скала. И ее главным хобби было покровительство талантливых, но бедных художников, музыкантов, актеров. Графиня Самойлова поддерживала их, но хотела найти настоящего гения, которым могла бы восхищаться. Такой идеал, о котором мечтала, графиня нашла в Брюллове. Она покорила художника совершенной красотой. Интересно, но почти все его «прекрасные итальянки», написанные до встречи с графиней, были похожи на Юлию.
Графиня Юлия Павловна Самойлова была удивительно красивой, невероятно богатой, экстравагантной, часто бросающей вызов общественному мнению. Как раз в то время в салонах Рима люди шептались о «бедном Эммануэле Корне», который не пережил ее равнодушия и застрелился. А вот Брюллову, вероятнее всего, она ответила взаимностью. Она приняла его любовь, несмотря на расстояние между Италией и Санкт-Петербургом.
Графиня Самойлова впервые посетила Брюллова в его римской мастерской, где он работал над «Последним днем Помпеи». Она, конечно, знала, что художник находится в поисках модели для центральной фигуры в композиции и, соответственно, была готова дать ему столько времени, сколько ему нужно для работы. И началась их совместная работа над монументальным полотном. По словам людей, которые знали ее в те годы, графиня резко изменилась после знакомства с художником. Привыкнув к командованию и приказному тону, к Брюллову она относилась иначе: как к первосвященнику, восхищаясь его вечным искусством и талантом. «Никто в мире не восхищается тобой и не любит тебя так, как я…», - написала она художнику. Яркие, красивые, они были незабываемой и даже идеальной парой: он был великим художником, она - прелестной девушкой и мечтой великого художника.
Википедия Последний день Помпеи
Ни кратковременные, ни долгие расставания не могли сделать их отношения менее нежными и доверительными. Доказательством тому служат письма графини, адресованные художнику и его картинам. Черты Юлии появлялись во многих картинах художника. Красивое лицо, которое смотрит на зрителей, было полно загадок. Он и сам задавал себе вопрос: «Можно ли понять эту божественную женщину?». «Последний день Помпеи» среди прочих полотен демонстрирует идеализированные фигуры Самойловой. В основе содержания этого грандиозного исторического полотна площадью около тридцати квадратных метров — трагедия римского города, погибшего при извержении Везувия в I в. н. э. Есть и его портрет: златовласый, с альбомом для рисования на голове, прячущийся под дождем из горячего пепла. Возможно, Юлия также стала вдохновителем знаменитого шедевра «Итальянский полдень».
Фрагменты Последнего дня Помпеи
Последняя встреча
Когда в 1839 году умер граф Литта, оставив ей огромное состояние, Юлия Павловна вернулась в Санкт-Петербург и присоединилась к правам наследования. Юлия унаследовала дворцы и виллы, принадлежавшие семье Висконти и Литты. Именно тогда Карл Брюллов начал писать знаменитый «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини». Столь же быстро, как это показано на картине, она покинула Санкт-Петербург по неизвестной причине. Это была их последняя встреча.
Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини
Годы без Брюллова не принесли ей счастья: графиня Самойлова была замужем четыре раза, и все браки были краткосрочными. В четвертый раз графиня вышла замуж в 60 лет. Она умерла 14 марта 1875 года в Париже и, согласно ее пожеланиям, была похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020520/46234/
Комментариев нет:
Отправить комментарий