Загадка двойного портрета Эдгара Дега: Что нашли исследователи под женским портретом



Эдгар Дега известен сегодня прежде всего своими балетными сценами. Будучи тонким портретистом - импрессионистом, его кисти принадлежат одни из самых проникновенных женских образов. Есть в творчестве художника одна картина, которая относительно недавно стала сенсационной. На первый взгляд - это обычный женский портрет, но то, что удалось распознать под слоем краски - шокировало многих. Какую же загадку скрывает «Портрет женщины» Эдгара Дега?

О мастере
Эдгар Дега родился в Париже в 1834 году в богатой семье банкиров. Мальчик получил хорошее классическое образование в лицее Луи-ле-Гран в Париже. Отец рано заметил художественные задатки своего сына и всячески поощрял его талант, в том числе водил мальчика в музеи и организовывал уроки рисования. Дега начал свое образования с копирования произведений итальянского Ренессанса в Лувре, а также проходил обучение в мастерской Луи Ламоте, преподававшего в традиционном академическом стиле. На Дега также оказали сильное влияние картины и фрески, которые он видел во время нескольких долгих поездок в Италию в конце 1850-х годов. Проведя три года в Италии и копируя картины итальянских мастеров, Дега вернулся в Париж и сосредоточился на своих любимых темах - танец, скакуны, морские пейзажы и пр. Большую часть своей карьеры Дега провел именно в Париже. Будучи экспериментатором, он работал в различных техниках, часто наслаивая масляные пастели на карандаш, уголь, монотипные принты или несколько других слоев пастели, создавая богатство цвета. Подобно импрессионистам, он стремился запечатлеть мимолетные моменты в потоке современной жизни, но при этом он не проявлял большого интереса к рисованию пленэризованных пейзажей, отдавая предпочтение сценам в театрах и кафе.



Известные работы Дега

Интересные факты о Дега
1. В большей степени Эдгар Дэга писал пастелью, а не маслом и даже призывал своих друзей выкинуть все тюбики с краской и перейти на пастель.
2. Дега, постоянно одетый в сюртук и шляпку с дымоходом, был одержимым коллекционером кружевных платочков и трости.
3. Как и многие импрессионисты, он находился под влиянием японского искусства и собирал гравюры укиё-э.
4. Его картина «Хлопковый офис в Новом Орлеане» (1873) была первым произведением импрессиониста, приобретенным музеем.
5. Любимая тема - танцы. Дега создал около 1500 работ - это более половины из всех работ художника.
6. Помимо своей любви к живописи, Дега был также скульптором. Он создал более 150 скульптур из воска, глины и пластилина.
7. Эдгар Дега не был абсолютным импрессионистом. Это был ярлык, с которым мастер так и не смирился, предпочитая называть себя «реалистом» или «независимым художником». Тем не менее он был одним из основателей группы, организатором ее выставок и одним из важнейших ее членов.
8. Эдгар Дега был самым тонким портретистом в группе импрессионистов. Его портреты, состоящие из образов членов семьи и близких друзей, были выполнены в основном в период с конца 1850-х до 1870-х годов. Во время частых визитов во Флоренцию и Неаполь Дега с большой откровенностью писал портреты своих итальянских родственников. Именно во время одной из своих последних поездок в Неаполь Дега написал загадочный женский портрет.



Эдгар Дега


Двойной портрет женщины Дега
В чем его загадочность? Известная работа Дега оказалось двойной: исследователи с помощью рентгена смогли распознать вторую картину. Загадочное лицо, которое скрывалось под «Портретом женщины» Эдгара Дега в течение 140 лет, впервые было идентифицировано как лицо одной из любимых французских моделей импрессионистов - это был образ Эммы Добиньи. Поразительное качество рентгенографии позволило увидеть темноволосую и светлокожую девушку, глядящую в нижний левый угол, в направлении, противоположном последнему наложенному портрету.



В целом для художников того времени было обычным делом перекрашивать старые работы, но Дега использовал очень тонкие слои краски и легкие масла для своего «Портрета женщины» 1876 года. Поэтому неудивительно, что вскоре лицо модели, которую он стремился скрыть, начало просвечивать. Исследователи утверждают, что между первой и второй работой мастера прошло не менее 7 лет. Таким образом, можно представить ситуацию: Дега написал портрет Эммы Добиньи, 7 лет картина висела в его мастерской, а потом... случилось что-то, что заставило Дега буквально одним мазком перекрасить лицо модели, и еще множеством других, чтобы изменить весь холст.

Кто же она - любимая модель импрессионистов?
Ее настоящее имя было Мария Эмма Туллекс, она родилась в Монмак департамента Уаза в 1851 году. Будучи моделью, она проживала в доме на маленькой улочке в бедном районе Монмартра на улице Толозе, дом 20, и позировала для художников Камиля Коро, Анри Руара, Пюви де Шаванна и, возможно, Джеймса Тиссо. Дега рисовал Добиньи в разных ролях: и как прачку, и как буржуазную спутницу банкира. Особенную известность имеет картина с участием Эммы «Девушка в красном», которая позволила художнику заявить о себе как о профессиональном живописце.



Девушка в красном
Считается, что Добиньи позировала Дега в течение 20 лет. Ряд искусствоведов считают, что их связывали особые отношения. Вместо того, чтобы изображать Добиньи как профессиональную модель, Дега рисовал ее скорее как задумчивую молодую женщину. Этот подход Дега использовал часто в конце 1860-х годов для тех, кого он особенно любил. В письме Эмме, которое теперь находится в частной коллекции, Дега умолял ее: «Маленькая Добиньи, еще один сеанс, пожалуйста». Была ли Эмма только лишь моделью для Дега? Неизвестно. Однако, сенсационные открытия в творчестве художника позволят нам узнать все больше и больше об Эдгаре Дега.



Эмма Добиньи
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/070620/46628/

Комментариев нет:

Отправить комментарий