Как христианский собор Святой Софии стал мечетью



Собор Святой Софии - это огромное архитектурное чудо в Стамбуле, которое изначально было построено как христианская базилика. Наследию ЮНЕСКО почти 1500 лет! Подобно Эйфелевой башне в Париже или Парфенону в Афинах, собор Святой Софии является долговечным символом космополитического города. Сначала это была православная церковь, затем мечеть и музей. И вот, Святая София в четвертый раз за свою историю изменила свой статус, став мечетью.

История собора

Знаменитое здание с куполом находится в стамбульском районе Фатих, на западном берегу Босфора. Объект всемирного наследия ЮНЕСКО, притягивающий туристов со всего мира, впервые был построен как собор в Христианской Византийской империи.
Святая София

Святая София


Юстиниан I построил массивное сооружение в 532 году, когда город - тогда известный как Константинополь - был столицей Византийской империи. Инженеры в то время привозили строительные материалы со всего Средиземноморья, чтобы построить колоссальный собор.




Юстиниан I

Юстиниан I



Собор Святой Софии служил домом Восточной православной церкви в течение 900 лет, за исключением короткого периода в XIII веке, когда это был католический собор под контролем европейских захватчиков. Те разграбили и оккупировали Константинополь во время четвертого крестового похода.

В 1453 году османский султан Мехмед II Завоеватель (Фатих) вошел в Константинополь и превратил архитектурное чудо, которое на протяжении тысячи лет носило титул самого большого собора в мире, в мечеть.Османские архитекторы удалили и замазали православные символы внутри Софии и добавили мусульманские атрибуты. При этом архитектура Святой Софии вдохновляла строителей многих стамбульских мечетей и даже мировых объектов.


Мехмед II Завоеватель

Мехмед II Завоеватель


Во время правления первого президента светской республики Мустафы Кемаля Ататюрка собор Святой Софии по приказу был трансформирован в музей. С момента открытия в 1935 году он стал одной из самых посещаемых туристических достопримечательностей Турции.

Мустафа Кемаль

Мустафа Кемаль



1500-летняя история Софии имеет огромное религиозное, духовное и политическое значение для групп внутри и за пределами Турции. Однако наследие Ататюрка, в том числе его светские реформы, которыми так восхищался Запад, оставалось спорным в его собственной стране. Ситуация кардинальна изменилась с приходом к власти Эрдогана.
С первого дня получения должности мэра Стамбула в 1995 году Эрдоган продемонстрировал абсолютно отличное от Ататюрка видение относительно Софии. Для него Собор Святой Софии никогда не переставал быть мечетью, и превращение ее в мусульманское святилище было его известной мечтой. Он полагал, что эта трансформация исправит акт исторической несправедливости Ататюрка.


Эрдоган в (теперь уже) мечети Софии

Эрдоган в (теперь уже) мечети Софии


Подливали масла в огонь и действия исламистских групп и набожных мусульман: они требовали, чтобы здание было превращено в мечеть, и устраивали многочисленные акции протеста против закона 1934 года, запрещающего религиозные службы у Софии.


А что сейчас?


Мечты Эрдогана и действия радикальных мусульман привели к тому, что президент Турции официально превратил Стамбульский собор Святой Софии VI века в мечеть и объявил ее открытой для поклонения мусульманам. Это заявление было опубликовано спустя несколько часов после того, как высокий суд Турции отменил решение 1934 года, согласно которому религиозная достопримечательность была музеем. Неудивительно, что решение вызвало ярость среди христианских лидеров. Данное решение вызвало и официальную критику со стороны ЮНЕСКО, Всемирного совета церквей, Европейского союза, Австрии, Германии, Греции, Кипра, США, Константинопольской, Иерусалимской, Русской, Элладской православных церквей и Православной церкви Украины, Евангелической церкви Германии и Святого Престола. Греция назвала этот шаг Турции «открытой провокацией для цивилизованного мира». Интересует ли мнение общественности и мировых организаций турецкого лидера? Сомневаюсь.


Мозаики Софии: что с ними будет?

Софийский собор гармонично сочетает в себе две формы монументального искусства - мозаику и фрески. Около 260 квадратных метров мозаики украшают основные части интерьера, то есть центральный купол и алтарь. Стены пяти проходов и обеих башен покрыты 3000 квадратных метров фресок, относящихся к XI веку.
Мозаики Софии

Мозаики Софии

Мозаики Софии

Мозаики Софии


Ряд мозаик Софийского собора считаются шедеврами и служат наследием византийского искусства. Мотивами, использованными при создании мозаики, были в основном имперские портреты и изображения Христа.

Апсида собора

Апсида собора


Одна из таких великолепных мозаик - мозаика апсиды, выполненная в IX веке, которая украшает купол за алтарем. Это изображение Девы Марии, сидящей на троне без спинки, с младенцем Иисусом на коленях. Ее сопровождает сверкающий золотой фон, который выбран намеренно для создания сильного контраста с темным цветом одеяния Марии.

Иисус Пантакратор

Иисус Пантакратор


Другой шедевр - мозаика «Пантакратор». Это фигура Иисуса, расположенная на вершине Императорских ворот. Ее символика такова: Иисус благословляет мир правой рукой и несет Священные Писания в левой руке. «Да пребудет с вами мир. Я - Божественный Свет».


Христос Деисус

Христос Деисус


Всемирно известная мозаика «Деисус», которая считается началом возрождения в византийском искусстве, расположена на западной стене северной галереи собора Святой Софии. Иоанн Креститель изображен с правой стороны, а Дева Мария - с левой стороны от Иисуса. Сам Спаситель мира находится в центре этого величественного важнейшего произведения византийского искусства.


Апостолы и Отцы церкви

Апостолы и Отцы церкви


Символическая сцена Апостолов, принимающих Причастие, раскрывает основную догму христианской религии. Фрески в нефе, трансепте Софийского собора тесно связаны с этой темой. На нижнем ярусе апсиды изображены фигуры отцов церкви. Это настоящие шедевры психологической портретной живописи.

На протяжении всего существования собора люди приходили к Софии, чтобы увидеть многовековые величественные творения, молиться иконам и даже загадывать желания. Будут ли они снова приходить к нему? И, главное, смогут ли? Время покажет. Однако, отныне все эти великолепные мозаики и фрески Софии будут прикрыты панелями арабской религиозной каллиграфии
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160720/46974/

Комментариев нет:

Отправить комментарий