Девятнадцатый век принес западным обществам большие потрясения. Демократические идеалы и промышленная революция прокатились по Европе и изменили повседневную жизнь граждан на всех уровнях. Борьба между старым и новым мировым порядком была коренной причиной конфликтов от Наполеоновских войн до Гражданской войны в Америке. От Нью-Йорка до Лондона и Вены мир менялся, и последствия этого ощущаются до сих пор.
Эти социальные перемены сильно изменили жизнь музыкантов, композиторов и создателей музыкальных инструментов. В прежние времена музыканты обычно служили либо в церкви, либо при дворе и были просто слугами аристократических кругов. Композиторы писали музыку для выступлений в этих местах, а производители музыкальных инструментов производили инструменты, на которых играли богатые покровители или их слуги-музыканты. С ростом среднего класса все больше людей хотели слушать музыку (https://go-to-music.xyz) или получить доступ к музыкальному образованию.
Новая художественная эстетика, романтизм, заменила идеалы порядка, симметрии и формы, провозглашенные классиками конца XVIII века. Романтики ценили мир природы, идеализировали жизнь простого человека, восставали против социальных условностей, подчеркивали важность эмоционального в искусстве. В музыке романтизм, наряду с новыми возможностями зарабатывать на жизнь как музыкант или композитор, породил две, казалось бы, противоположные площадки в качестве основных мест для музыкальной деятельности - Большой театр и салон.
Музыка как публичное зрелище
Одним из результатов промышленной революции было создание среднего класса. Этот новый экономический слой состоял из большего числа людей с большим располагаемым доходом и большим количеством свободного времени, чем когда-либо существовало раньше. Музыкальные экстравагантности, восторжествовавшие над музыкантом или композитором, завоевывали популярность у широких масс концертмейстеров. Начиная с Бетховена, композиторы стали устраивать большие концерты, чтобы представить публике свои произведения. Поскольку аудитория желала большего, композиторы писали более крупные музыкальные произведения и требовали большего от исполнителей и их инструментов.
Менталитет "чем больше, тем лучше" привел к появлению новых музыкальных форм, таких как тональная поэма и масштабные симфонические и оперные произведения. Оркестры росли, включая большие струнные секции с полным набором деревянных духовых, духовых и все больше ударных инструментов. Были введены новые типы оркестровых духовых инструментов, которые позволили добиться большей простоты и точности игры. Такие композиторы, как Гектор Берлиоз, а позднее Иоганн Брамс и Рихард Вагнер, постоянно расширяли границы доступных музыкальных форм, исполнителей, инструментов и исполнительских пространств на протяжении всего XIX века.
Первыми музыкальными суперзвездами стали музыканты, способные ослеплять и поражать своей виртуозностью слушателей. Два наиболее известных примера XIX века - скрипач Николо Паганини (1782-1840) и пианист Ференц Лист (1811-1886). Оба они очаровывали зрителей по всей Европе своими выступлениями, повышая статус музыканта от слуги до полубога. Их слава распространилась по всей Европе, и их сходство было зафиксировано в различных изобразительных искусствах.
Для того чтобы выдержать виртуозную и часто напыщенную игру этих солистов, а также обеспечить необходимый на больших концертных площадках тип громкости, требовались более мощные инструменты. Более крупные и громкие скрипки, такие как Антонио Страдивари (1644-1737) или Гварнери дель Джезу (1698-1744), предпочитаемые Паганини, заменили более тихие и тонкие скрипки более ранних мастеров, таких как Якоб Штайнер (ок. 1617-1683) или инструменты семьи Амати. Требования пианистов, таких как Ференц Лист, придавили технологию и дизайн пианино к все более крупным инструментам, в конечном итоге заменив внутренние деревянные конструкции восемнадцатого века чугунными рамами, которые могли выдержать тысячи фунтов давления.
Музыка в гостиной
И наоборот, музыка приобрела популярность в уютной гостиной девятнадцатого века. В то время домашняя жизнь была сосредоточена в салоне, или гостиной, где дети играли и учились под присмотром взрослых, и где семья развлекала компанию. Музыкальные выступления для небольших групп людей стали популярными мероприятиями, и некоторые композиторы/исполнители смогли поддержать себя финансово, выступая на этих небольших площадках и привлекая богатых покровителей. Самым известным из них был Фредерик Шопен (1810-1849).
Музыка в гостиной была совсем другой, чем в концертном зале. Сольные выступления и камерная музыка были популярны и включали в себя все: от оперных и оркестровых переложений до сентиментальных любовных песен и баллад. В Соединенных Штатах гимны и народные песни таких композиторов, как Стивен Фостер (1826-1864), дополнили Европейский репертуар.
С появлением гостиной как центра семейной жизни все большее значение приобретало музыкальное образование. Детей часто учили играть на музыкальных инструментах в рамках всестороннего образования; для девочек игра на инструменте была важнее, чем обучение чтению. Когда приезжали гости и потенциальные женихи, детей и подростков развлекали постановками последних популярных произведений.
В доме использовались всевозможные музыкальные инструменты, и в разное время чрезвычайно популярными были гитара, арфа, концертина и банджо. Однако самым важным музыкальным инструментом в доме было пианино, потому что оно было полезно и как сольный инструмент, и как аккомпанемент группе певцов или инструменталистов. Чтобы приспособить домашнее использование, были созданы небольшие пианино, сначала квадратные пианино, а затем стойки.
Маленькие пианино занимали меньше места и, хотя они не были такими мощными, как более крупные типы, они также были менее дорогими. С технологическим прогрессом промышленной революции массовое производство музыкальных инструментов, особенно пианино - обеспечило, казалось бы, бесконечные поставки на огромные рынки как Соединенных Штатов, так и Европы. Пианино оставалось главным компонентом домашней жизни до тех пор, пока в двадцатом веке его не заменили фонограф, радио и телевидение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий