О чём рассказал Брейгель Старший на своей картине «Падение мятежных ангелов» Символизм, тайны и парадоксы шедевра



Глубже знакомясь с творчеством Питера Брейгеля Старшего, не перестаешь восхищаться его уникальным мастерством и незаурядным видением мира. В сегодняшней нашей публикации удивительный шедевр нидерландского художника, до недавнего времени не подвергавшийся тщательному изучению и анализу. Речь пойдет о необычном полотне мастера - «Падение мятежных ангелов», написанном в 1562 году, которое совсем недавно было исследовано специалистами Королевского музея изящных искусств Бельгии.


Несколько слов о сюжете


Основу сюжета составляет старая библейская история, а точнее легенда о падении ангелов из рая, символически отражающая конец света, во время которого человечество, погрязшее в греховности, гордыни и жестокости обречено на всеобщую погибель.

По одной из версий легенды - это первое противостоянии Добра и Зла, еще до Падения Человека, когда самый могущественный ангел-светоносец Люцифер восстал против божественной власти. По указанию Всевышнего Архангел Михаил должен был наказать мятежника. Это противостояние и привело к падению других восставших ангелов, обреченных перевоплотиться в демонов и пасть на дно самого ада.

По другой версии -«И была война на небесах, Михаил и его ангелы сражались против дракона. И дракон сражался с ангелами своими, и не одолевал их; и места их больше не было найдено на небесах. И великий дракон был изгнан, этот старый змей, называется дьяволом и сатаной, который обманывает весь мир: он был низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Апокалипсис 12:7)

Однако по прошествии веков эти версии о Люцифере и Апокалиптическом драконе слились воедино и являются символом вездесущей борьбы добра и зла.

О картине


Питер Брейгель Старший. «Падение мятежных ангелов». (1562 год). Дерево, масло. 117 х 162 см. Королевский музей  изящных искусств, Брюссель.

Питер Брейгель Старший. «Падение мятежных ангелов». (1562 год). Дерево, масло. 117 х 162 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель.


«Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего, безусловно, является шедевральной работой, иллюстрирующей битву ангелов и Апокалипсис. Архангел Михаил, изображенный в центре, в позолоченных доспехах и сине-бирюзовом плаще вместе с небесным воинством изгоняет восставших против Бога ангелов. В его руках мы видим щит с изображением красного латинского креста на белом фоне, являющимся символом Воскресения, а также меч, с помощью которого он поверг семиглавого дракона, символизирующего сатану. Этот повергнутый монстр практически скрыт за месивом фантастических ужасающих созданий и загадочных объектов, которые на первый взгляд не поддаются идентификации. Среди всего прочего на картине можно обнаружить редких и экзотических животных вроде броненосца или скалозуба.

Именно для наибольшей убедительности Брейгель в своей работе использовал образы зловещих босховских персонажей, которыми буквально изобилует данное полотно. Существуют в работе также и отголоски популярных работ других старых мастеров - Яна ван Эйка и Альбрехта Дюрера.

Описание полотна


«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Сверкающий светлый шар, символизирующий собой Небеса.)

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Сверкающий светлый шар, символизирующий собой Небеса.)


Поверхность картины горизонтально разделена на две примерно равные половины. В верхней части произведения Брейгель изобразил сверкающий шар, представляющий собой Небеса. Светлые ангелы ожесточенно сражаются с темным войском восставших и трубят гимн победы в божественные трубы. Эти персонажи в светлых одеждах с детально проработанными лицами и крыльями. В своих движениях они свободны и воинственны.

Исключение составляют падающие образы ангелов, изображенные в верхней части полотна, которые еще не потеряли человеческий облик. Но, невзирая на их белые одежды и золотые крылья, видно, что они уже повержены и, раскинув руки, безвольно падают вниз, превращаясь в фантастических существ – обитателей ада. Они предстают в виде полулюдей и животных с огромными глазами, раскрытыми ртами, а некоторые и с распоротыми животами.

 «Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Архангел Михаил в золотых доспехах и сине-бирюзовом плаще  повергнул с помощью меча семиглавого дракона.)

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Архангел Михаил в золотых доспехах и сине-бирюзовом плаще повергнул с помощью меча семиглавого дракона.)


И чем ниже они опускаются, все больше начинают напоминать устрашающих гибридов, тщательно составленных в строгом соблюдении «натуралии» (природные существа) и «артификалии» (существа, сотворенные человеком). Из-за этого полотно Брейгеля производит впечатление ошеломляющей кунсткамеры.

Поскольку нижняя часть картины – темная и мрачная, нужно присмотреться, чтобы различить отдельные образы. Здесь все смешано, насыщенно и хаотично. Фигуры в аду целиком теряют человеческий облик и превращаются в ужасных обнаженных монстров с огромными пастями и клешнями. Лица и глаза, которые еще возможно различить во тьме, наполнены ужасом, рты раскрыты в безумном крике.

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Фигуры в аду целиком теряют человеческий облик и превращаются в ужасных монстров с огромными пастями и клешнями.)

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Фигуры в аду целиком теряют человеческий облик и превращаются в ужасных монстров с огромными пастями и клешнями.)


Ярко выражен также цветовой контраст между нижней и верхней частью полотна - между Раем и Адом. Так, верх выполнен синим, голубым, желтым и белым цветом. Нижняя - наполнена темными и зловещими красками. Коричневые, темно-красные, ядовито-желтые, серые и зеленые существа создают впечатление ужасного месива, которое убивает все светлое и божественное.

К слову сказать, на картине Брейгелем мастерски проработана перспектива – ее подчеркивают размеры фигур – на переднем плане они большие, вверху – маленькие. Динамика и движение переданы направлением падения персонажей.

Новый взгляд на старый шедевр


«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Светлые ангелы трубят гимн победы в божественные трубы.)

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Светлые ангелы трубят гимн победы в божественные трубы.)


Любопытным фактом в истории этой неординарной работы Брейгеля является то, что ее авторство вплоть до 1898 года приписывалось Иерониму Босху (1450-1516). Лишь в самом конце 19 века в нижнем левом углу, скрытом багетовой рамой, была обнаружена дата и подпись "MDLXII / Brvegel", что стало большим открытием даже для искусствоведов.

Примечательно и то, что на этот удивительный шедевр, никогда не подвергавшийся тщательному изучению, обратили наконец-то внимание современные специалисты. Научные исследования изданы в виде прекрасно иллюстрированной книги, в которой научный сотрудник музея изящных искусств Бельгии Тайн Меганк (Tine Meganck) описала некоторые секреты и символические значения, зашифрованные в картине, долгое время скрытые от внимания зрителя. Искусствовед провела неожиданную параллель между живописью и западноевропейской политикой времён Брейгеля. Ведь настоящий художник не мог существовать и творить вне своего времени.

Еще один значимый момент исследования: Тайн Меганк также пришла к выводу, что Брейгель предпринял попытку превзойти самого Иеронима Босха (Hieronymus Bosch), творчеством которого вдохновлялся в юности. А также художник попытался трансформировать традиционный библейский морализм о грехе гордыни в собственное видение событий, происходящих не только в его стране, но и в мире в целом.

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Коричневые, темно-красные, ядовито-желтые, серые и зеленые существа создают впечатление ужасного месива, которое убивает все светлое.)

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Коричневые, темно-красные, ядовито-желтые, серые и зеленые существа создают впечатление ужасного месива, которое убивает все светлое.)


Брейгель показал как на первый взгляд благие устремления людей ведут к опасному перерождению. И «Падение мятежных ангелов» стала великолепной иллюстрацией потенциальной опасности, которая подстерегает людей в их стремлении к благосостоянию, искусству, знаниям, политике, всему тому, в чем человек пытается превзойти самого Творца. И нужно отметить, что идея, использованная Брейгелем, является универсальной темой, которая актуальна и по сей день.

 «Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Фантастические существа – обитатели ада предстают в виде полулюдей и животных с раскрытыми ртами и распоротыми животами.)

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Фантастические существа – обитатели ада предстают в виде полулюдей и животных с раскрытыми ртами и распоротыми животами.)


Тайн Меганк, акцентировав внимание на том, что полотно создавалось в 1562 году, раскрыла в своей работе увлекательную теорию о формировании общества глобальных знаний и роли искусства в политике накануне Нидерландской революции.

Ведь именно в 1562-м в Нидерландах окончательно сформировалась протестантская оппозиция против Испании, которую Брейгель и изобразил в образе монстра. Противостояние, назревавшее в последующие десять лет, разрешилось Восьмидесятилетней войной, приведшей к независимости Семи Соединённых Провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия) и Генеральных земель.

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Светлые ангелы ожесточенно сражаются с темным войском восставших монстров.)

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Светлые ангелы ожесточенно сражаются с темным войском восставших монстров.)


Брейгель как пророк, в 1562-м предвещая эти грядущие события, показал, что человечество, погрязшее в царстве бессмыслицы и жестокости, идет ко всеобщей гибели. Создав это пророческое полотно, художник сам пережил глубокое потрясение, заставившее его сменить трагическое и экспрессивное мироощущение на горькие философские размышления, печальное настроение и разочарование.



Пережив моральный и творческий кризис, Брейгель со временем вновь обращается к реальным формам, снова создает картины с далекими, бескрайними пейзажами, снова уводит зрителя в бесконечную, необъятную брейгелевскую панораму.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/120720/46928/

Комментариев нет:

Отправить комментарий