Кого в XVI веке называли «художник без изъяна», и Какие картины он писал




Андреа дель Сарто - итальянский художник и рисовальщик, чьи произведения с утонченной изысканной композицией и мастерством сыграли знаменательную роль в развитии флорентийского маньеризма. Знаменитый биограф Вазари называл его «художником без изъяна». Каким он был, знаменитый живописец Высокого Возрождения?




Биграфия и стиль Андреа дель Сарто

Настоящее имя художника -Андреа Ваннукки. Он родился 16 июля 1486 года во Флоренции. А вот известность свою получил как Андреа дель Сарто благодаря профессии своего отца, который действительно был портным (отсюда «дель Сарто», на итальянском «сарто» - портной).



Сарто был учеником Пьеро ди Козимо и находился под сильным влиянием Рафаэля, Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео. Искусство Андреа дель Сарто, коренящееся в традиционной живописи Кватроченто, сочетало сфумато Леонардо с композиционной гармонией Рафаэля и в стиле, типичном для Чинкевенто (XVI век).
В 1509 году Андреа получил свой первый важный общественный заказ на создание 5 фресок для церкви Сантиссима-Аннунциата. Это были изображения сцен из жизни святого Филиппо Беницци, монаха-сервита, канонизированного в XVII в. Еще две фрески, «Путешествие волхвов» и «Рождество Богородицы», выполненные в 1511 и 1514 годах, демонстрируют очень быстрое развитие индивидуального стиля мастера.
Впоследствии влияние Микеланджело и художественных событий в Риме привели к идеализации стиля. Безусловным шедевром Сарто считается все же «Тайная вечеря» в Сан-Сальви (1511-1527). Фреска пережила осаду Флоренции в 1529-1530 годах испанскими имперскими силами, и это одна из редких работ, которая была спасена от разрушения во время годичной осады.


«Тайная вечеря» в Сан-Сальви (1511-1527)

«Тайная вечеря» в Сан-Сальви (1511-1527)

Жизнеописания и характер

Жизнеописания биографов (особенно, Вазари) утверждают, что Андреа был добрым, скромным человеком с высокими профессиональными стандартами и глубоким пониманием человечества. Он был искренне благочестивым, иногда работал за минимальную плату или, как в случае с «Мадонной дель Сакко («Мадонна с мешком»), вообще отказался от своей платы. Вазари интерпретирует это как робость и скромность, но более вероятно, что Андреа, которому покровительствовали сам Папа и король Франции, был достаточно обеспеченным и процветающим, чтобы позволить себе такую щедрость.
«Мадонна дель Сакко («Мадонна с мешком»)

«Мадонна дель Сакко («Мадонна с мешком»)

Серия фресок об Иоанне Крестителе

Одним из ярких шедевров Андреа дель Сарто является серия гризайльных фресок о жизни святого Иоанна Крестителя в Киостро делло Скальцо во Флоренции. Все эти работы (1511-1526) были написаны рукой одного Сарто, поэтому многие считают этот цикл фресок художественной автобиографией Сарто, охватывающей большую часть его карьеры.
Иоанн Креститель в юности / Иоанн Креститель с Агнцем

Иоанн Креститель в юности / Иоанн Креститель с Агнцем

«Мадонна с гарпиями»

В 1517 году Сарто женился на Лукреции дель Феде, вдове, которая стала любимой женой и музой художника. Ее портреты демонстрируют, что Сарто использовал ее образ для многих своих мадонн (например, знаменитой «Мадонне с гарпиями» в Уффици).
Андреа дель Сарто – Мадонна с гарпиями

Андреа дель Сарто – Мадонна с гарпиями


Дель Сарто было поручено выполнить эту картину для монахинь монастыря Святого Франциска де Маччи. В своей твердой и дотошной композиционной структуре художник безупречно сочетает типичную пирамидальную форму Девы Рафаэля, со статным чувством фигур Микеланджело, параллельно смешивая их с нежностью сфумато Да Винчи.

Придворная служба


В 1518 году король Франции Франциск I вызвал Сарто в Фонтенбло, где он уже был известен своей блестящей репутацией великого художника. Письма от Лукреции, жены Сарто, доказывают сильную любовь к художнику и то, как она скучала и просила его вернуться во Флоренцию. Вполне вероятно, именно мольбы Лукреции привели к тому, что Сарто отказался от популярности и успеха придворной службы и вернулся в родной город.
Есть и иное мнение: маловероятно, что Сарто нашел жизнь придворного художника близкой по духу. За год службы он не получил ни одного крупного заказа. А вот по возвращении во Флоренцию Адреа Сарто сближается с влиятельной семьей Медичи. Знакомство привело к получению художником значительного контракта на роспись Виллы Медичи в Поджио-Кайано, недалеко от Флоренции.

Роспись Виллы Медичи в Поджио-Кайано

Роспись Виллы Медичи в Поджио-Кайано


В 1520 году Сарто начал строить во Флоренции дом, который впоследствии посещали многие художники того времени. Чума в 1523–24 годах заставила Сарто и его жену найти себе более безопасное место. Это был дом в Муджелло, к северу от Флоренции. После изгнания Медичи Сарто выполнял заказы для республиканского правительства Флоренции. Его «Жертвоприношение Авраама», задуманное как политический подарок Франциску I, было написано в этот нестабильный период. После осады Флоренции имперскими и папскими силами в 1530 году, в молодом возрасте 44 года он скончался от новой волны чумы и умер в своем доме.

Франциск I и «Жертвоприношение Авраама»

Франциск I и «Жертвоприношение Авраама»

«Безупречный художник»


Джорджио Вазари, который в молодости посещал студию Андреа дель Сарто, называл его «безупречный художником». У Сарто была репутация «художника без изъяна», справедливость которой очевидна в искусной передаче фигур, благородстве и сложности их жестов и использовании сочных красок. Его стиль, сформированный исследованиями произведений Микеланджело и Рафаэля и характеризующийся изысканно сбалансированной композицией и высоким уровнем технического мастерства, сильно повлиял на флорентийскую живопись до такой степени, что Сарто по праву считаемся предшественником маньеризма.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/190720/47017/

Комментариев нет:

Отправить комментарий