Рубенс был, безусловно, талантливым и чрезвычайно успешным художником, мастерская которого произвела ошеломляющее количество работ. И еще что более важно, в студии Рубенса работали молодые таланты-ученики художника, ставшие впоследствии не менее успешными живописцами. Кем же являются самые известные ученики Рубенса?
Блестящий наставник
Рубенс - талантливый живописец и очаровательный, привлекательный мужчина, которого описывали как человека «высокого роста, величественного телосложения, с лицом правильной формы, румяными щеками, каштановыми волосами, сверкающими глазами, но со сдержанной страстью и нежным смехом». Как только он закончил свое художественное обучение в Антверпене, он отправился в Италию, чтобы вдохновиться великими творениями Возрождения.
Портрет Рубенса
В течение восьми лет он путешествовал и работал в Испании, копируя и внедряя техники эпохи Возрождения и классического искусства. Трудолюбивый и дисциплинированный мастер, он вставал в 4 часа утра каждый день и работал до 5 часов вечера. После - отправлялся на прогулку, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме. Интересно, что Рубенсу в процессе работы было важно, чтобы ассистент читал ему произведения классической литературы. В доме Рубенса находилась выдающаяся коллекция из драгоценных камней, древних скульптур и монет и даже египетской мумии стала известной достопримечательностью для его высокопоставленных гостей.
В 1609 году в возрасте 33 лет он был назначен придворным художником правителей Нидерландов, эрцгерцога Альберта и его жены Изабеллы.Теперь Рубенс мог позволить себе купить величественный дом в роскошном районе Антверпена. О нем говорили, что это был поистине роскошный дворец, с изысканно подобранным интерьером. К примеру, Рубенс внес в проект дома круглый скульптурный зал по образцу Пантеона.
Дом Рубенса в Антверпене
Помимо строительства дома, Рубенсу удалось открыть свою мастерскую, которая служила местом обучения учеников и работы его ассистентов. Поскольку Рубенс был действительно успешным художником, ему было сложно выполнить многочисленные заказы в одиночку. Кто же стал наиболее талантливым учеником Рубенса?
Антонис ван Дейк
Самый талантливый ученик Рубенса, безусловно, Антонис ван Дейк (1599 – 1641), который был на 22 года младше своего наставника. Ван Дейк помогал Рубенсу в работе над изображением животных и натюрмортов. Ван Дейк и Якоб Йорданс переняли практику живописи Рубенса на приглашенных моделях (обычно в ростовке) для последующего использования их образов на религиозных картинах. Он начал свое художественное образование в 10 лет, а в 19 лет у него уже была своя мастерская. Ван Дейк приехал в студию Рубенса в 1616 году и работал в ней четыре года. Настоящий вундеркинд, ван Дейк быстро впитал в себя стиль Рубенса - его мускулистые, грациозные телосложения, чувственное взаимодействие света и цвета - и искренне подражал своему наставнику.
Антонис ван Дейк и Рубенс
Сохранилось много легенд о взаимоотношениях гениального учителя с гениальным учеником. Вот одна из них: однажды ученики Рубенса повредили свеженаписанный холст. Один из мальчишек случайно упал на картину, смазав целый фрагмент, и упросил ван Дейка переписать это место. На следующий день Рубенс долго удивлялся живости своей, как он думал поначалу, кисти, а когда обман вскрылся, он с не меньшим восхищением хвалил своего ученика. Скоро ван Дейк стал правой рукой Рубенса. Блестящая кисть Ван Дейка, изящное расположение фигур и мастерская демонстрация роскошных драпировок сделали его даже более технически подкованным мастером, чем сам Рубенс. Этот темпераментный вундеркинд с удивительным природным талантом многому научился у Рубенса и в то же время стал великим мастером совсем иного стиля.
Работы ван Дейка
Якоб Йорданс
Питер Пауль Рубенс пригласил Йорданса в свою студию для воспроизведения небольших набросков на большем формате. После смерти Рубенса Йорданс стал одним из самых почитаемых художников в Антверпене. Как и Рубенс, Йорданс стремился к теплой палитре, натурализму, использовал техники кьароскуро и тенебризма. Йорданс был умелым портретистом и преуспел в представлении психологической стороны человека. Его вдохновленные крестьянские темы и крупномасштабные сцены голландского моралистического жанра оказали влияние на многих голландских мастеров живописи. В то же время Йорданс использовал мотивы Рубенса на протяжении всей своей карьеры, его работа отличается тенденцией к большему реализму и предпочтением бурлескности даже в контексте религиозных и мифологических сюжетов. Знаковая работа Рубенса и Йорданса – «Прометей» (1640).
Якоб Йорданс и его "Прометей прикованный", ок. 1640
Франс Снейдерс
Франс Снейдерс (1579 – 1657) был фламандским художником по животным, сценам охоты, рыночным сценам и натюрмортам. Он был одним из первых специалистов-анималистов, которому приписывают создание анималистического жанра и новых натюрмортов в Антверпене. Снейдерс регулярно сотрудничал с ведущими художниками Антверпена, его работа с Рубенсом началась в 1610 году.
Снейдерс и Рубенс
В период 1636-1638 годов Снейдерс был одним из антверпенских художников, которые помогали Рубенсу в большом заказе по оформлению охотничьего павильона испанского короля Филиппа IV Торре де ла Парада. Оба художника вместе работали над декорациями для королевского Алькасара и королевского дворца Буэн-Ретиро в Мадриде. Снейдерс написал порядка 60 охотничьих картин и сюжетов с животными по эскизам Рубенса. А позже, воодушевленный результатами творческой работы, король Филипп IV поручил Рубенсу и Снейдерсу дополнительный заказ на создание 18 работ для охотничьего павильона.
«Прометей прикованный»
«Прометей прикованный» - это картина маслом Питера Пауля Рубенса, художника фламандского барокко из Антверпена, выполненная в сотрудничестве с Франсом Снейдерсом (его кисти принадлежит мастерское изображение орла). Эта работа в настоящее время находится в коллекции музея искусств Филадельфии.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300720/47114/
Комментариев нет:
Отправить комментарий