Нидерланды все настойчивее расстаются с колониальным прошлым

В авангарде происходящих перемен — новая организация «Музеи признают цвет»


Джаспер или Иеронимус Беккс. «Портрет Дона Мигеля де Кастро». 1643. Фото: The Rembrandt House Museum

Общественное движение за культурные преобразования, зародившееся в Нидерландах задолго до массовых акций протеста против расизма, наконец получило институциональную поддержку. Недавно здешние музеи объединились в организацию под названием Musea Bekennen Kleur («Музеи признают цвет»), чья главная задача состоит в продвижении инклюзивности и многообразия. В числе первых в объединение вступили Рейксмузеум, Дом-музей Рембрандта, Музей ван Гога и Стеделейк-музей в Амстердаме, Музей ван Аббе в Эйндховене и Центральный музей в Утрехте.

Координатор проекта Асфа Бейнар, исследовательница и музейный педагог нидерландско-суринамского происхождения, рассказала, что уже к концу июня число его участников выросло до 26, а заявки еще 16 музеев находятся на рассмотрении.

Одновременно с созданием объединения в Доме-музее Рембрандта открылась выставка «Здесь. Чернокожие во времена Рембрандта» (до 6 сентября). Директор музея Лидевей де Куккук подчеркивает: «Самое главное — не выставки, а перестройка мышления в целом». Она сообщила, что нынешняя экспозиция готовилась на протяжении четырех лет и стала «плодом совместного творчества во всех отношениях». В частности, в работе над ней принимали участие два приглашенных куратора, два дизайнера, консультанты и инфлюенсеры, напрямую связанные с «сообществами, внимание которых мы хотим привлечь».

Посетительница на выставке «Здесь. Чернокожие во времена Рембрандта». Фото: The Rembrandt House Museum

Прежде музеи тоже шли навстречу новым веяниям, но при этом «готовили выставки исключительно собственными силами», как отмечает Стефани Аркейнджел, которой принадлежит идея выставки в Доме-музее Рембрандта. «Вопрос в том, когда музеи будут готовы нанимать небелых кураторов в штат, в том числе на руководящие посты, чтобы у тех была возможность проводить настоящие перемены, — говорит Аркейнджел, занимающая должность младшего куратора в Рейксмузеуме. — Полагаю, что деколонизация институций не произойдет до тех пор, пока это не станет нормой».

В нидерландских музеях до сих пор заняты главным образом представители белого большинства. Недавно газета NRC про­анализировала личный состав 21 музея и обнаружила, что из 231 человека на «связанных с искусством управленческих должностях» лишь шестеро «происходят из среды эмигрантов из незападных стран». Это всего 2,6%, хотя этнические меньшинства составляют около 14% населения Нидерландов.

Директор Рейксмузеума Тако Диббитс рассказал газете NRC, что его институция специально привлекла к подготовке выставки «Рабство», запланированной на 2021 год, экспертов с африканскими корнями. Вместе с Аркейнджел в команду из четырех кураторов вошла Валика Смёлдерс, которая специализируется на истории рабства и ее репрезентации в музеях. В июле она возглавила исторический отдел Рейксмузеума. Кураторы строят нарратив выставки вокруг десятка исторических фигур, в числе которых и невольники, и рабовладельцы, и борцы против этой системы. Тексты для аудиогидов начитают люди, у которых есть «личная связь» с этими фигурами, что, по словам Смёлдерс, поможет посетителям «прочувствовать опыт рабства на эмоциональном, человеческом уровне».

Посетительница на выставке «Здесь. Чернокожие во времена Рембрандта». Фото: The Rembrandt House Museum

Музеям современного искусства тоже приходится работать со специфическими лакунами и искажениями прошлого. В июне Стеделейк-музей пообещал «выявить и ликвидировать институциональный расизм». Он присоединился к сети Musea Bekennen Kleur, поскольку, по словам его директора Рейна Вольф­са, «эта проблема слишком важна, чтобы не искать сообща пути ее решения». В ближайшие четыре года музей направит не менее половины своего закупочного бюджета на приобретение произведений, созданных небелыми и незападными художниками. «Музеи отчаянно нуждаются в мерах, поддающихся количественной оценке», — говорит Вольфс. Он добавляет, что небелые сообщества должны иметь право голоса при принятии решений о расходах, иначе «новые произведения будут покупать все те же белые люди».

Обращение к сообществам играет ключевую роль во внедрении «структурных изменений», которые проводит София Эрнандес Чун Цуй, директор роттердамского Центра современного искусства, ранее носившего имя Витте де Вита. Возглавив эту институцию в январе 2018 года, она получила карт-бланш на смену названия, после того как художники и активисты настояли на том, что ассоциация с личностью вице-адмирала колониальной эпохи противоречит программе музея. Новое название институция должна получить в январе 2021 года после онлайн-опроса и серии открытых дебатов, которые состоятся уже в сентябре. По словам Эрнандес Чун Цуй, общественное мнение по-прежнему «поляризовано», однако она считает, что теперь, после долгих лет взращивания новой музейной аудитории, центр все-таки готов принять другое, коллективно выбранное название.
http://www.theartnewspaper.ru/posts/8353/

Комментариев нет:

Отправить комментарий