В «Алмазном фонде» Тегерана собраны уникальные сокровища старой Персии. Одним из самых дорогих экспонатов музея считается «Павлиний трон» - уникальное произведение искусства, принадлежащее когда-то персидским шахам. Однако это творение является лишь слабой копией исторического трона эпохи Великих Моголов. Его в свое время украшали знаменитые алмазы, которые до сих пор являются крупнейшими в мире.
Легенды связывают изготовление трона, невиданного по роскоши, с именем падишаха Шах-Джахана. Этот правитель остался в истории как неоднозначная личность, но именно благодаря ему сегодня мы наслаждаемся красотой Тадж-Махала, мавзолея любимой жены падишаха.
Шах-Джехан и его вторая жена Мумтаз Махал
Имя Шах-Джахан переводится как «Повелитель вселенной». Он всю жизнь старался окружить себя предметами роскоши и создавал чудеса, невиданные в мире. Когда шаху пришла в голову идея изготовить трон, с которым не могли бы сравниться «кресла» других правителей, то для этой цели были выделены драгоценнейшие реликвии казны. Джихан-Шах повелел собрать со всей империи самых искусных ювелиров, резчиков и художников. Из сокровищницы доставили груды алмазов, рубинов, сапфиров и жемчуга. Золота и серебра правитель повелел расходовать столько, сколько будет нужно.
Как символ будущего царского трона был выбран павлин – благородная и красивейшая птица. Интересно, что в западной культуре сравнение мужчины с павлином носит несколько уничижительный характер. С нашей точки зрения «павлин» - это напыщенный человек, склонный к самолюбованию, а вот на востоке яркая птица с гигантским хвостом считается символом царской власти и благородства. Такое же точно разночтение возникает при переводе восточной любовной лирики. В ней сравнение любимой с попугаем означает только то, что девушка прекрасна.
«Солнечный» или «Павлиний» трон из тегеранского Музея драгоценностей
Судя по сохранившимся рисункам и описаниям современников, «Павлиний трон» по восточной традиции представлял собой не кресло со спинкой, а высокий помост, являясь, по сути, тахтой. К нему вели несколько серебряных ступеней, сам трон был украшен золотом, драгоценными камнями и эмалью. Два павлина, шедевры мастеров-ювелиров, венчали балдахин.
Даже если предположить, что трон был не из цельного золота, а только покрыт пластинами драгоценного металла, его стоимость, даже приблизительно, оценить невозможно. Дело в том, что этот символ царской власти украшали алмазы, которые до сих пор являются крупнейшими в мире. Они были вправлены в глаза павлинов, а на шелковом шнуре, над головой падишаха, висел алмаз «Шах». Именно этот камень, согласно распространенной версии, был подарен русскому правительству персидским принцем в качестве компенсации за убийство Александра Грибоедова.
Еще один знаменитый исторический бриллиант украшал «Павлиний трон». Легендарный камень «Великий Могол» был позднее подвергнут другой огранке. Существуют предположения, что из него были получены знаменитые впоследствии камни «Кохинур» либо «Орлов». Тогда наследие великих моголов украшает сейчас английскую корону либо императорский скипетр Екатерины II. В последнем случае, два величайших камня «Павлиньего трона», - «Шах» и «Орлов», - хранятся в нашей стране и являются самыми крупными в коллекции исторических драгоценных камней Алмазного фонда Российской Федерации.
Говардхан. Шах Джахан на Павлиньем троне. ок. 1635 г.
Известно, что трон для «Повелителя вселенной» создавался семь лет, однако служил правителям он не долго. После смерти Шах-Джахана его империя начала трещать по швам и через несколько десятилетий была захвачена соседями. В этот период следы «Павлиньего трона» теряются. Сохранилось сообщение агента русскому консулу в Исфахане о вывозе сокровищ великих моголов из Дели:
«При виде такого сказочного богатства было отчего сойти с ума: сам Павлиний трон весил чуть менее двух тонн чистого золота. Одних только оправленных в золото рубинов, изумрудов и бриллиантов вывезли на 21 верблюде более пяти тонн, мелких алмазов до полутонны, а жемчуг и вовсе не стали считать.»
Судя по тому, что исторические камни, украшавшие трон, позднее опять «всплыли», это уникальное произведение искусства было разделено на части и бесследно исчезло. Последующие династии правителей несколько раз пытались воссоздать великолепие своих предков, но, по мнению экспертов, ни один из них по роскоши и стоимости «не дотягивал» до оригинала.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/091020/47802/
Комментариев нет:
Отправить комментарий