Как выходец из крестьян создал «русский стиль» в ювелирном искусстве: Фабрика Сазиковых




«Сазиков» - старейшая из известных ювелирных мануфактур Российской империи, во многом опередившая свое время. За семь десятилетий своего существования фирма «Сазиков» достигла невероятных высот, сформировав узнаваемый стиль, которому подражали мастера на протяжении всего последующего столетия… Однако ее создатель долгие годы не имел права даже носить эту фамилию.




Все начиналось с привычных мотивов - завитков, путти, цветов...

Наследие Сазиковых до последнего времени оставалось загадкой для исследователей. Разнятся даже сведения о начале их творческого пути. Как бы то ни было, в конце XVIII века выходец из экономических крестьян Павел Сазиков приехал в Москву, чтобы открыть там серебряную мастерскую. Началом существования фирмы «Сазиков» считают 1810 год, однако известно, что официальное право носить фамилию Сазиковы получили от Московского магистрата лишь в 1811. Примерно в то же время они открыли и собственный магазин серебряных изделий.




Чайно-кофейный сервиз мануфактуры Сазиковых.

И… всего лишь за несколько лет из бывшего крестьянина Павел Сазиков превратился в купца второй гильдии – его предприятие приносило ощутимый доход. Его сын, Игнатий, неоднократно путешествовал за пределы Российской империи в поисках новых технологий, материалов, механизмов и опыта. Ни одна инженерная новинка не ускользнула от его внимания, а увиденное он стремился незамедлительно использовать на практике. Оснащенность мануфактуры и сейчас кажется чем-то в духе фантастических романов в стиле стимпанк, а уж для своего времени Сазиковы и вовсе были чудотворцами. Новейшие технологии, новомодные принципы организации, паровой двигатель и машины для гильоширования, разнообразные формы и приспособления для литья…




Изделие мануфактуры Сазикова.

Одними из первых в России Сазиковы внедрили разделение труда, что позволило невероятно увеличить производительность. Каждый мастер отвечал за конкретную часть процесса, в которой стремился достичь исполнительского совершенства – будь то литье, чеканка или шлифовка. Так Сазиковы начали выпускать не просто много изделий – вся продукция потрясающего качества и красоты. К тому же Сазиковы решили открыть при своем предприятии школу, где обучалось одновременно до восьмидесяти мастеров.




Технологии мануфактуры Сазикова позволяли создавать изысканные и высококачественные изделия.

Впрочем, сам Игнатий Сазиков был не только талантливым организатором, но и выдающимся ювелиром. За уникальную технику работы и сложность композиций его называли «русским Бенвенуто Челлини». В серебряных изделиях мануфактуры сохранялись черты барокко, рококо и ампира – стилей, известных и привычных глазу богатых заказчиков. Формы раковин, причудливые изгибы, текучие извивы растений… Но Сазиков хочет чего-то иного – и начинает думать о том, чтобы создавать нечто более «русское».
В 1835 году фирма «Сазиков» единственной из российских серебряных мануфактур стала императорской придворной мастерской и начала поставлять изделия ко двору, а спустя год получила статус фабрики. У нее даже появился филиал в Санкт-Петербурге.




Сазиковы производили и церковную утварь.

Игнатий Сазиков был из тех людей, кто никогда не довольствуется тем, что имеет. Одного из своих сыновей, выказывавшего наибольший талант и интерес к ювелирному делу, он отправил в Париж – учиться рисованию и постигать тайны ремесла. В эти же годы фабрика начала производить декоративную серебряную скульптуру, посвященную важным вехам российской истории. И Павел Игнатьевич – юношу назвали в честь деда – преуспел в этом жанре.




Серебряная модель пушки с гравировкой и чеканкой.

Работы Павла Игнатьевича Сазикова потрясали современников детализацией, сложностью, размахом. Самая изввестная из них – серебряный канделябр, украшенный скульптурной сценой – «Дмитрий Донской». На Всемирной выставке в Лондоне эта работа принесла мастеру золотую медаль. Создал он и необычайную коллекцию серебряных изделий, посвященную российскому крестьянству – памятуя о своих корнях.




Серебряные изделия с сюжетными композициями.




Кофейник с белочкой словно напоминает о сказках Пушкина.

Никогда раньше высокое ювелирное искусство не было столь «близко к народу». Искусно исполненные образы казачек, охотников, пляшущих медведей, трудового народа поражали искушенную публику необычностью, даже экзотичностью. Лондонские мастера, конечно, были изобретательны – но Сазиковы привезли туда загадочный «русский дух», нечто далекое, нечто древнее и будоражащее. Экспертная комиссия не скрывала своих восторгов.




Изделия фабрики Сазиковых с включением скульптурных композиций.

В своем обращении к героическим или обыденным сюжетам русской истории Сазиковы опередили все прочие фабрики и мануфактуры практически на полвека. Именно их называют основоположниками «русского стиля» в ювелирном и декоративно-прикладном искусстве. Это потом, в конце XIX столетия, появится множество декоративных ковшей с образами витязей, фарфора, расписанного образами хлебопашцев и солдат, ваз с древнерусскими орнаментами…




Сервиз с русским и византийским орнаментом.

Но в те годы, когда в русском декоративно-прикладном искусстве отрыв от корней был непередаваемо велик и подражательство было мерилом хорошего вкуса, Сазиковы со своими богатырями и медведями (а также пресс-папье в форме лаптей и деревенских домиков) стали революционерами. Все новомодные технологии, которые они использовали, были направлены лишь на усовершенствования традиционных – эмали, черни, литья, чеканки. И орнаменты, которые гравировали мастера, были навеяны русской стариной. Быть может, именно их суровый, исконный, былинный дух так полюбился самому главному из заказчиков фирмы – императору Николаю I. Впрочем, работали Сазиковы и для церкви, и для простых горожан, выполняли множество заграничных заказов. Они привлекали к работе художников-академистов задолго до того, как создание чего-то утилитарного перестало быть зазорным для «настоящих творцов».




Всадник на коне.

Однако звезде Павла Игнатьевича Сазикова суждено было рано закатиться. Он ненадолго пережил отца, а после его смерти фабрика начала угасать. Наследники распродали семейное имущество, а в 1887 году продали и предприятие.
Работы фабрики Сазиковых можно встретить в российских музеях – например, в Государственном историческом музее хранятся созданные ими ложки, солонки, кружки. Кубок работы Павла Сазикова «снимался» в кино – в фильме «Сибирский цирюльник».

Текст: Софья Егорова.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/151220/48460/

Комментариев нет:

Отправить комментарий