Дрезденская картинная галерея старых мастеров, Германия.
История перемещенных произведений искусства из Германии началась с началом Второй мировой войны. В 1939 г. после начала войны значительная часть Дрезденской картинной галереи была надёжно укрыта в шахтах от налётов авиации. Однако в результате англо-американских бомбардировок Дрездена было почти полностью разрушено здание галереи, построенное по проекту архитектора Земпера. Пострадали более 300 работ, которые не успели вывезти из галереи. Судьба 450 картин собрания до сих пор неизвестна.
В 1945-1948 гг. советские войска вывезли культурные ценности Германии и ее союзников в СССР в качестве «компенсаторной реституции». Из Дрездена в качестве трофеев значительную часть найденного в шахтах собрания распределили по запасникам наших музеев. На протяжении 10 лет, поврежденные сыростью шахт картины из Дрездена, реставрировались и хранились в Москве, в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Но в 1955 г. состоялся торжественный визит правительственной делегации СССР в Германскую Демократическую Республику, в ходе которого по настоянию Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва Дрездену были возвращены 1240 картин. Среди возвращенных картин было много картин, имеющих мировой значение. В том числе «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Динарий кесаря» Тициана, «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта, «Вирсавия» Рубенса, «Девушка, читающая письмо» Яна Вермера Дельфтского, «Царство Флоры» Никола Пуссена, «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара, картины Дюрера, Гольбейна, Веронезе и многие другие. Всего в ГДР было отправлено 1млн. 850 тыс. предметов искусства, плюс 71 тыс. книжных фондов и 3 млн. архивных дел. Но вернули в Германию не всё. Значительное количество произведений искусства передали в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Перед возвращением в ГДР 515 лучших картин Дрезденской галереи с помпой показали на выставке в Пушкинском музее. В течение четырех летних месяцев 1955 г. выставку посетили миллион двести тысяч человек. Люди стояли в огромных очередях, чтобы увидеть и сразу же попрощаться со спасенными работами Рафаэля, Джорджоне, Дюрера и др.
ГМИИ им. А.С. Пушкина в дни работы выставки спасенных шедевров живописи из Дрезденской картинной галереи.
Фотография - Москва, 1955 г.
Картина «Сикстинская Мадонна» Рафаэля на выставке картин из Дрезденской галереи в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фотография Евгения Умнова, Москва, 1955 г.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля в Дрезденской картинной галерее, или как она сейчас называется
Галерея старых мастеров. Фотография - Дрезден, 2016 г.
Следующие полвека в обстановке строжайшей секретности оставшиеся картины находились в музейном спецхране - запаснике, размещавшемся на территории Троице-Сергиевой Лавры в Загорске (упразднен в 1999 году). Переломным в этой истории стал 1995 год, когда в ГМИИ состоялась выставка «Дважды спасенные», а в Эрмитаже – выставка «Неведомые шедевры. Французская живопись XIX-XX веков из частных собраний Германии» - первый открытый показ ценностей трофейного фонда. После закрытия выставок некоторые произведения без шума и упоминаний происхождения появились в ПОСТОЯННОЙ экспозиции этих двух музеев.
В 1995-1996 гг. в ГМИИ прошла еще пара выставок из трофейных фондов: «Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров» из бывшего собрания Франца Кенингса и «Золото Шлимана», а спустя два года судьба перемещенного искусства в России, казалось бы, была решена. Но 15 апреля 1998 году приняли Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» и изменения и дополнения к нему от 25 мая 2000 г. Согласно этому закону перемещенные предметы искусства объявлены национальным достоянием.
Из полученного немецкого наследия нас в первую очередь интересуют картины французских импрессионистов и постимпрессионистов из коллекции Отто Кребса из г. Хольцдорфа и других частных собраний Германии, которые по неизвестным причинам почему-то почти все оказались в собрании Государственного Эрмитажа, в Санкт-Петербурге. Сейчас они находятся в экспозиции на 4-м этаже Нового Эрмитажа, который открылся в 2014 г. в здании бывшего Главного штаба. Вот туда-то мы с вами и отправимся сейчас на экскурсию.
Камиль Коро (1796-1875). Пейзаж с мальчиком в белой рубашке. 1855-1860 г. Холст, масло. 17х52 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Из собрания Алис Мейер, Берлин.
Оноре Домье (1808-1879). Ноша (Прачка). 1950-1853 гг. Холст, масло. 130х98 см.
Из собрания Герстенберга- Шарфа, Берлин.
Оноре Домье (1808-1879). Фиктивный инвалид. 1957 г. Бумага, акварель, гуашь, тушь. 29,3x24,9 см.
Из собрания Маргарет Шарф, Берлин.
Эжен Делакруа (1798-1863). Арабские всадники на разведке. 1862 г. Бумага, акварель, гуашь.
22,7x44,3 см. Из собрания Маргариты Шарф, Берлин.
Густав Курбе (1819-1877). Возлежащая женщина. 1855-1866 гг. Холст, масло. 77х128 см.
Из собрания Бернарда Кёлера, Берлин.
Густав Курбе (1819-1877). Цветы (Камелии, тюльпаны, ирисы и другие цветы в двух горшках). 1863 г. Холст, масло. 65х53 см. Государственный Эрмитаж. Из частного собрания Отто Кребса, г. Хольцдорф, Германия.
Дальше все картины, кроме особо оговоренных, из этого собрания.
Анри Фантен-Латур (1836-1904). Букет. 1860 г. Холст, масло. 40,5х32 см.
Анри Фантен-Латур (1836-1904). Пионы в вазе. 1864 г. Холст, масло. 46,6х33,5 см.
Анри Фантен-Латур (1836-1904). Лимон, яблоки и тюльпаны. 1865 г. Холст, масло. 47,7х39 см.
Анри Фантен-Латур (1836-1904). Цветы, ваза с фруктами и графин. 1865 г. Холст, масло. 55х68,5 см.
Анри Фантен-Латур (1836-1904). Петунии. 1881 г. Картон, масло. 29,6х42,4 см.
Эжен Буден (1824-1898). Пляж в Трувиле. 1893 г. Холст, масло. 56x91 см. Из частного собрания, Германия.
Эдуард Мане (1832-1883). Портрет Розиты Маури. Конец 1870-х - нач.1880-х гг. Холст, масло. 85х65 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Из частного собрания.
Эдуард Мане (1832-1883). Девушка в платье с загнутыми уголками воротничка.
1879-1880 гг. Холст, пастель. 46,5х38,5 см.
Эдуард Мане (1832-1883). Портрет м-ль Изабель Лемонье. 1879-1880 гг. Холст, масло. 101,8х81,5 см.
Эдуард Мане (1832-1883). Портрет Мэри Лоран с моськой. 1882 г. Холст, пастель 61х52 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Из частного собрания.
Клод Моне (1840-1926). Сена в Руане. 1872 г. Холст, масло. 54х65,5 см.
Клод Моне (1840-1926). Сена в Аньере. 1873 г. Холст, масло. 46,4х55,5 см. Из собрания Алис Мейер, Берлин.
Клод Моне (1840-1926). Большая набережная в Гавре. 1874 г. Холст, масло. 61х81 см.
Клод Моне (1840-1926). Женщина, сидящая в саду. 1876 г. Холст, масло. 50х65,5 см.
Клод Моне (1840-1926). Сад. 1876 г. Холст, масло. 75,5х100,5 см. Музей Кунстхалле, Бремен.
Клод Моне (1840-1926). Сад в Бордигере, утро. 1876 г. Холст, масло. 65,5х81,5 см.
Камиль Писсарро (1830-1903). Городской парк в Понтуазе. 1873 г. Холст, масло. 59,5х73,3 см.
Камиль Писсарро (1830-1903). Сады Тюильри. 1900 г. Холст, масло. 54х65,3 см.
Камиль Писсарро (1830-1903). Натюрморт с кофейником. 1900 г. Холст, масло. 54,5х65,3 см.
Камиль Писсарро (1830-1903). Ярмарка в Дьеппе. Солнечное утро. 1901 г. Холст, масло. 65,3х81,5 см.
Камиль Писсарро (1830-1903). Набережная Малаке в солнечную погоду. 1903 г. Холст, масло. 65,3х81,5 см.
Альфред Сислей (1839-1899). Набережная в Бийянкуре. 1877 г. Холст, масло. 46,5х56,3 см.
Эдгар Дега (1834-1917). Интерьер с двумя фигурами. 1869 г. Холст, масло. 59,5x73,2 см.
Из собрания Фридриха Сименса, Берлин.
Эдгар Дега (1834-1917). Танцовщица. 1874 г. Холст, масло. 40,5x32,7 см.
Эдгар Дега (1834-1917). Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий Площадь Согласия). 1875 г. Холст, масло. 78,4x117,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Из собрания Герстенберга-Шарфа, Берлин.
Очень известная картина Эдгара Дега. Ее приводит Джон Ревалд в своей «Истории импрессионизма»
(Москва, 1959 г., стр. 208-209). Здесь картина называется «Площадь Конкорд в Париже» и датируется 1873 годом.
Эдгар Дега (1834-1917). Сидящая танцовщица. 1879-1880 гг. Холст, масло. 63,5x48,7 см.
Эдгар Дега (1834-1917). Две танцовщицы. 1898-1899 гг. Холст, масло. 47,8x36,2 см.
Эдгар Дега (1834-1917). Балерина.1890-е гг. Бумага, пастель. 53 x 41 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Из частного собрания.
Эдгар Дега (1834-1917). Вытирающаяся женщина. 1890-е гг. Бумага, уголь, пастель, гуашь. 76x50,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Из частного собрания.
Из собрания Герстенберга-Шарфа, Берлин.
2. Огюст Ренуар (1841-1919). Женщина на лестнице. 1876 г. Холст, масло. 167,5х65,3 см.
Из собрания Герстенберга-Шарфа, Берлин.
Огюст Ренуар (1841-1919). Портрет мадам Шоке у окна. 1876 г. Холст, масло. 68,5x55 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Из частного собрания.
Огюст Ренуар (1841-1919). Женский портрет. 1877 г. Бумага, пастель. 65x48,8 см.
Огюст Ренуар (1841-1919). Букет хризантем и японский веер. 1880 г. Холст, масло. 73,5x93 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Из частного собрания.
Огюст Ренуар (1841-1919). Розы и жасмин в дельфтской вазе. 1880-1881 гг. Холст, масло. 81,5x65 см.
Огюст Ренуар (1841-1919). Отлив в Ипоре. 1883 г. Холст, масло. 54,5x65,3 см.
Огюст Ренуар (1841-1919). В саду. 1885 г. Холст, масло. 170,5 x 112,5 см.
Из собрания Герстенберга-Шарфа, Берлин.
Огюст Ренуар (1841-1919). Причесывающаяся женщина. 1887 г. Холст, масло. 65,3x54 см.
Из собрания Бернарда Кёлера, Берлин.
Огюст Ренуар (1841-1919). Молодая женщина в шляпе с цветами. 1892 г. Холст, масло. 41,5x33 см.
Огюст Ренуар (1841-1919). Девушка в шляпе. 1892-1894 гг. Холст, масло. 41,3x32,5 см.
Огюст Ренуар (1841-1919). Девушки за фортепиано. 1892 г. Холст, масло. 116,5x89,5 см.
Огюст Ренуар (1841-1919). Яблоки и цветы. 1895-1896 гг. Холст, масло. 32,8x41,4 см.
Из собрания Бернарда Кёлера, Берлин.
Огюст Ренуар (1841-1919). Общество в Берневале. 1898 г. Холст, масло. 60,3x73 см.
Огюст Ренуар (1841-1919). Пейзаж в Болье. 1899 г. Холст, масло. 65,3x81,5 см.
Огюст Ренуар (1841-1919). Букет роз. 1909-1913 гг. Холст, масло. 46,5x38,5 см.
Огюст Ренуар (1841-1919). Розы в вазе. 1910-1917 гг. Холст, масло. 61,5x50,7 см.
Сложившуюся ситуацию с перемещенными произведениями искусства комментируют бывший директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина с 1961 по 2013 гг., а с 2013 г. - Президент ГМИИ Ирина Антонова и нынешний директор Дрезденской картинной галереи Бернард Маац.
Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова известна своим непреклонным отношением к проблемам реституции. Она называет художественные ценности, попавшие после войны в Россию, компенсацией за российские потери в истребительной войне, которую вели немцы. В то же время ее в этом мнении поддерживают правительство и Дума.
Как говорит Антонова, она считает, что бесценные шедевры были спасены русскими солдатами. На вопрос о том, что в хранилищах музея то и дело находятся шедевры, которые считались утерянными, можно ли в связи с этим ожидать крупных сюрпризов, Антонова ответила, что это вполне возможно. Пушкинский музей передал в ГДР даже то, что не числилось в описях вывезенных шедевров. Работу Кранаха «Курфюрст в брачном венке» в магазине «Антиквар» на Сретенке обнаружила лично Ирина Антонова. Каким образом картина попала в Москву, неизвестно, но работу с номером Дрезденской галереи на раме тут же выкупили и отправили в Восточную Германию. А на недавней выставке «Археология войны» были показаны экспонаты из берлинских собраний, которые считались утраченными.
Об этом пишет Die Welt.
Германия требует возврата предметов трофейного искусства. Ирина Антонова много раз говорила, что они останутся в музее. «Реституция невозможна, и я объясню вам почему, - говорит Антонова, - Три четверти произведений итальянского искусства, которые хранятся в Лувре, попали в Париж вместе с Наполеоном. Мы это знаем, и, тем не менее, они остаются в Лувре. Я знаю место, где в монастыре Виченцы висела большая картина Веронезе. Теперь она находится в Лувре, там она и останется. То же самое касается «мраморов Парфенона», которые остаются в Британском музее в Лондоне».
Из интервью с директором Дрезденской картинной галереи Бернардом Маацем:
Каковы ваши отношения с русскими музеями? Не осложняются ли они вопросами, связанными с реституцией, трофейными шедеврами и так далее?
«Прежде всего мы по-прежнему с великой благодарностью вспоминаем, что нам в 1950-е все-таки вернули в таком объеме наши сокровища. Да, в списке вещей, утраченных во время Второй мировой войны, счет по-прежнему идет на сотни. Даже если мы будем возвращать по одной картине в год, а это уже невероятная удача, восполнение этих пустот растянется на века. Но мы знаем, что эти утерянные вещи рассредоточены по всему миру, а не лежат штабелями в каких-то постсоветских запасниках. За время моей работы произведения возвращались к нам из Греции и Англии, из Баварии и Америки - отовсюду. В конце концов, они уже тогда, в 1945-м, были валютой, их выменивали на что угодно, хоть на хлеб, и редко думали о том, куда эти полотна попадут потом. Лучшая информация для нас - это то, что та или иная работа вообще сохранилась. А если нам что-то добровольно возвращают, то мы, со своей стороны, всегда готовы заплатить в качестве компенсации 10% стоимости произведения.
Это государственная политика Германии».
Поль Сезанн (1839-1906). Автопортрет. 1880-1881 гг. Холст, наклеенный на дерево, масло. 55,5х45,5 см.
Поль Сезанн (1839-1906). Жа де Буффан, бассейн. 1876 г. Холст, масло. 46,1х56,3 см.
Поль Сезанн (1839-1906). Яблоки, персики, груши и виноград. 1879-1880 гг. Холст, масло. 38,5х46,5 см.
Поль Сезанн (1839-1906). Натюрморт с яблоками. 1890 г. Холст, масло. 35,2х46,2 см.
Поль Сезанн (1839-1906). Дома у дороги. 1881 г. Холст, масло. 60х73,5 см.
Поль Сезанн (1839-1906). Купальщики. 1890-1891 гг. Холст, масло. 54,2х66,5 см.
Поль Сезанн (1839-1906). Гора Св. Виктории. 1897-1898 гг. Холст, масло. 81х100,5 см.
Из собрания Бернарда Кёлера, Берлин.
Винсент Ван Гог (1853-1890). Портрет г-жи Трабюк. 1889 г. Холст, масло. 63,7х48 см.
Винсент Ван Гог (1853-1890). Пейзаж с домом и пахарем. 1889 г. Холст, масло. 33х41,4 см.
Винсент Ван Гог (1853-1890). Лодки на берегу в Сен-Мари. 1888 г. Бумага, акварель, тушь, карандаш. 40,4x55,5 см.
Из собрания Бернарда Кёлера, Берлин.
Винсент Ван Гог (1853-1890). Белый дом ночью. 1890 г. Холст, масло. 59х72,5 см.
Винсент Ван Гог (1853-1890). Утро. Отправление на работу (Подражание Милле). 1890 г. Холст, масло. 73х92 см.
Поль Гоген (1848-1903). У окна. 1882 г. Холст, масло. 54х65,3 см.
Поль Гоген (1848-1903). Букет. 1884 г. Холст, масло. 65,3х54,5 см.
Поль Гоген (1848-1903). Piti Teina. 1892 г. Холст, масло. 90,5х67,5 см.
Поль Гоген (1848-1903). Taperaa Mahana (Ранний вечер). 1892 г. Холст, масло. 72,3х97,5 см.
Жорж Сёра (1859-1891). Форт-Сансон, Гранкан. 1885 г. Холст, масло. 65х81,5 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Пиния, Сен-Тропез. Дерево, масло. 19х27 см.
И далее большая подборка довольно-таки однообразных акварелей Поля Синьяка:
Поль Синьяк (1863-1935). Буксир и баржа в Самуа-сюр-Сен. 1900 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 12x19,7 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Берега Сены. 1900 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 17,4x25 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Рыбак в лодке у берега Сены. 1900 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 14,8x22,1 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Две баржи, катер и буксир в Самуа́-сюр-Сен. 1900 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 11,4x16,7 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Берег Сены у Моста искусств (Pont des Arts) с видом на Лувр. 1900-1920 гг.
Бумага, акварель, гуашь, уголь, карандаш. 21,2x26 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Площадь у отеля de Ville в Экс-ан-Провансе. 1900-1920 гг.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 27,2x41,9 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Гавань с парусником, буксиром и баржей. 1920 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 21x26,9 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Парусники у пирса в Онфлёре. 1920 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 28,2x44 см.
Из собрания Фридриха Сименса, Берлин.
Поль Синьяк (1863-1935). Подвесной мост в Лез-Андели, Нормандия. 1920 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 20,4x28,3 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Подвесной мост в Лез-Андели, Нормандия. 1920 г.
Бумага, акварель, гуашь, уголь, карандаш. 27,1x44,1 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Парусник у пирса. 1920-е гг. Бумага, акварель, гуашь, уголь, карандаш. 21,9x29,7 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Парусники в гавани Ле-Сабль-д'Олон. 1920 г.
Бумага, акварель, гуашь, уголь, карандаш. 27,3x43,5 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Парусники с праздничными флагами на пирсе в Сен-Мало. 1920-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, уголь, карандаш. 31,1x42,5 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Улица с каркасным домом в Нормандии. 1920-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, уголь, карандаш. 28,8x42,8 см.
Поль Синьяк (1863-1935). Городской сквер. 1920-е гг. Бумага, акварель, гуашь, уголь, карандаш. 22,8x29,7 см.
Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901). Женщина с зонтиком (Глухая Берта в саду г-на Фореста).
1889 г. Картон, гуашь, акварель, темпера. 76,6х57,5 см.
Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901). Всадники. 1880-е гг. Бумага, акварель, карандаш. 22,2x30,2 см.
Из собрания Фридриха Сименса, Берлин.
Эдуард Вюйар (1868-1940). Молодая женщина в комнате. 1892-1893 гг. Картон, масло. 29,5х23,5 см.
Эдуард Вюйар (1868-1940). Старая женщина в интерьере. 1893 г. Картон, масло. 27,5х22,8 см.
Эдуард Вюйар (1868-1940). Старая женщина у камина. 1895 г. Картон, масло. 29,5х23,5 см.
Анри Матисс (1869-1954). Балерина. 1927 г. Холст, масло. 65х50 см.
Анри Матисс (1869-1954). Танец (Композиция № I). Эскиз к панно. Ок. 11 марта 1909 г.
Бумага, акварель, тушь. 22,1х32 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Частное собрание, Германия.
Анри Матисс (1869-1954). Ягуар, пожирающий зайца. 1899-1901 гг. Бронза. 23х56х23 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Частное собрание, Германия.
Альбер Марке (1875-1947). Аллея Люксембургского сада. 1901 г. Холст, масло. 25,5х35,5 см.
Альбер Марке (1875-1947). Набережная Лувра, лето. 1906 г. Холст, масло. 50х61 см.
Альбер Марке (1875-1947). Пейзаж с мостом. 1917-1919 гг. Холст, наклеенный на картон масло. 23,9х32,5 см.
Пабло Пикассо (1881-1973). Абсент. 1901 г. Бумага, уголь, пастель, гуашь, белый мел. 65,2х49,6 см.
Андре Дерен (1880-1954). Дорожка в парке с персонажем. 1911-1913 гг. Холст, масло. 12,5х12,5 см.
Андре Дерен (1880-1954). Дорога в Кастель Гандольфо. 1921 г. Холст, масло. 62,5х50,8 см.
Жорж Руо (1871-1958). Обнаженная с поднятой рукой. 1906 г.
Бумага на картоне, акварель, гуашь, белила. 70,4х53,2 см.
Александр Архипенко (1887-1964). Группа обнаженных фигур. 1920-е гг.
Коричнево-розовая бумага, карандаш, черно-белый мел. 43,6x56,6 см.
Александр Порфирьевич Архипенко, родился в 1887 г. в Киеве, в Российской империи -
умер в 1964 г. в Нью-Йорке, США - американский скульптор и художник украинского происхождения.
Один из крупнейших представителей кубизма в скульптуре.
Александр Архипенко (1887-1964). Грация (Прославление красоты). Бронза.
Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.
2. Александр Архипенко (1887-1964). Сидящая обнаженная женщина с левой рукой на правой ноге. 1920-е гг. Коричнево-розовый картон, карандаш, черно-белый мел. 50,2x32,1 см.
Бумага, карандаш, черный мел. 49,9x31,8 см.
2. Александр Архипенко (1887-1964). Стоящая обнаженная женщина, касающаяся правой ноги. 1920-е гг.
Бумага, карандаш. 50,4x31,8 см.
2. Александр Архипенко (1887-1964). Две обнаженные женские фигуры. 1920-е гг. Бумага, карандаш. 49,8x31,8 см.
Александр Архипенко (1887-1964). Две обнаженные женские фигуры с полотенцем. 1921 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш, красный мел. 57,5x43,7 см.
Александр Архипенко (1887-1964). Две обнаженные женские фигуры с полотенцем. 1921 г.
Бумага, акварель, гуашь, карандаш, красный мел. 57,5x43,7 см.
В выставочных залах Нового Эрмитажа. Фото Клуба друзей Эрмитажа, 2018 г.
В залах Нового Эрмитажа, Санкт-Петербург. Зал Огюста Ренуара. Слева две «новые картины» Ренуара:
«В саду» (1885 г.) и «Девушки за фортепиано» (1892 г.). Фото NATHALIE_ZH, 2015 г.
В залах Нового Эрмитажа, Санкт-Петербург. Зал Огюста Ренуара. Слева две «новые картины» Ренуара:
«Причесывающаяся женщина» (1887 г.) и «Розы и жасмин в дельфтской вазе» (1880-1881 гг).
Фото NATHALIE_ZH, 2015 г.
В залах Нового Эрмитажа, Санкт-Петербург. Зал Поля Сезанна. Справа две «новые картины» Сезанна:
«Дома у дороги» (1881 г.) и «Гора Св. Виктории» (1897-1898 гг.). Фото NATHALIE_ZH, 2015 г.
ИСТОЧНИКИ:
НЕВЕДОМЫЕ ШЕДЕВРЫ. Французская живопись XIX-XX веков из частных собраний Германии.
Автор Альберт Костеневич. Издательство «Харри Н. Абрамс», Нью-Йорк – Санкт-Петербург, 1995 г. - 292 стр., илл.
1. https://www.arthermitage.org/formerly-in-the-collection-of-Otto-Krebs-Holzdorf.html
2. http://www.theartnewspaper.ru/posts/1420/
3. https://www.pushkinmuseum.art/
Комментариев нет:
Отправить комментарий