Может показаться странным такой заголовок: начало XX века, говорим о Фаберже, и вдруг рококо.
Не будем забывать, что на рубеже XIX и XX веков стилю, который мы теперь называем модерном, предшествовал период всевозможных нео — неоготика, неорококо, неороманский, неорусский стиль. А рококо всегда был приятен для глаза своей декоративностью. Так что заказчики Фаберже частенько делали заказы на посуду, декор для дома или украшения именно в силе рококо. И среди изделий, выпускавшихся мастером серебряных дел Юлиусом Раппопортом, вещицы в стиле неорококо занимают далеко не последнее место.
Лучше всего начать эту тему с часов, которые сейчас находятся в музее Хиллвуд в Вашингтоне. Часы имеют форму комода в стиле Людовика XV, а два путти с каждой стороны поддерживают часовой механизм. Помимо ящичков на передней панели у комода есть боковые окошки, которые открываются, чтобы показать портретные миниатюры Николая II и Александры Федоровны на слоновой кости .
Часы Фаберже в стиле рококо, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1894 г. Из коллекции музея Хиллвуд, Вашингтон.
По мнению специалистов, часы Хиллвуда были подарком Александра III его жене, скорее всего, в ознаменование помолвки и предстоящей свадьбы их сына, будущего царя Николая II, с принцессой Аликс Гессенской (Александра Федоровна). Александр III умер перед свадьбой 1 ноября 1894 года. Часы демонстрировались среди сокровищ Фаберже, выставленных на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Нижняя часть часов представляет собой комод 18 века с двумя ящиками, вырезанный из бовенита бледно-зеленого цвета в позолоченной серебряной оправе, покоящийся на четырех химерах в виде ящериц. Часы, поддерживаемые двумя путти с каждой стороны, увенчаны букетом цветов из изумрудов, рубинов и жемчуга.
Настольная лампа Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Лампа с яйцевидным абажуром из белого стекла на бовенитовой подставке установлена на серебряной литой чеканной ножке, в виде рокайльного орнамента с завитками и ракушками. Рассмотрим этот замечательный декор поближе.
Электричество для домашнего использования впервые появились в Санкт-Петербурге в 1880-х годах. Некоторые ранние электрические лампы Фаберже заказывались для личных апартаментов членов императорской семьи. Большинство из них были работы Юлиуса Раппопорта, от которого требовалось мастерство ювелира для изготовления роскошных светильников для императорского интерьера.
Редкий полный комплект серебряного туалета Фаберже в оригинальном дубовом сундуке, выполненный для князя Горчакова, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Гарнитур включает туалетное зеркало со спинкой и распорками из фруктового дерева, пару шкатулок с бархатной подкладкой, ручное зеркало с бархатной подкладкой, пару высоких канделябров, пару высоких ароматических бутылок из граненого стекла, пару меньших флаконов с ароматизаторами из граненого стекла, пару пудрениц, пару маленьких подсвечников и пару подносов, все предметы, кроме туалетного зеркала с гербом князей Горчаковых, все предметы размещаются в дубовом сундуке. Высота зеркала 66 см.
Пара прекрасных серебряных настольных подсвечников Фаберже в стиле рококо, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1890 г.
Серебряная стопка Фаберже с чеканкой в стиле рококо, с позолотой внутри, с выгравированной на картуше надписью: «От царя России сэру Майлзу Фентону 1894 г.», (высота 7,8 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1896 г.
Справка. Майлз Фентон (1830-1918) был генеральным директором Столичной железной дороги с 1856 года, а позже стал директором-консультантом Юго-Восточной и Чатемской железной дороги. В июне 1894 года цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II) провел месяц в Великобритании в Виндзорском замке в компании принцессы Аликс Гессенской, его будущей жены, императрицы Александры Федоровны. Члены русской императорской семьи обычно дарили подарки людям, с которыми они знакомились во время заграничных поездок. Часто эти подарки дарили позже, что объясняет, почему в данном случае надпись на стакане «от царя», а не «от цесаревича». Николай стал царем в конце 1894 года.
Две серебряные таццы Фаберже, которые поддерживают путти с гирляндой и виноградом в окружении рокайльных завитков (высота 13,6 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт — Петербург, 1899-1908 гг.
Записная книжка Фаберже, украшенная гильошированной эмалью с серебряным рокайльным декором, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт — Петербург, около 1890 г.
Овальная серебряная шкатулка Фаберже в стиле рококо (14 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт — Петербург, около 1890 г.
Серебряный соусник Фаберже в форме раковины, с чеканкой из лент, лавровых ягод и перевязанных лентами лиственных ветвей (26,7 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Серебряный кубок Фаберже, украшенный тремя полированными картушами среди литых и репуссированных рокайльных орнаментов (высота 7,1 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Серебряная стеклянная чернильница Фаберже, мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1900 г.
Авантюриновый держатель для мела Фаберже в позолоченной серебряной оправе в стиле рококо (10,2 см), мастер Юлиус Раппопорт, Санкт-Петербург, около 1895 г.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий