Драматическое искусство – особый жанр интерпретации написанных ранее текстов, однако далеко не все любят театр и готовы посещать его даже ради знакомства с прекрасными произведениями. Тем более, что спектакли передают, как правило, видение режиссёра, а потому отправляться в театр лучше, познакомившись предварительно с литературным источником. Особенно, если речь идёт о пьесах, оказавших влияние на развитие как театра, так и литературы.
«Царь Эдип», Софокл
«Царь Эдип», Софокл. / Фото: www.sima-land.com
Одно из главных произведений античной трагедии ставит главный вопрос того времени о праве человека на собственную волю или его полное подчинение богам. Позже миф об Эдипе будут интерпретировать ещё не раз, а потому его влияние на мировую литературу и драматургию переоценить крайне сложно.
«Медея», Еврипид
«Медея», Еврипид. / Фото: www.yandex.net
Революционность этой пьесы состоит в том, что до её появления внутренний мир человека никогда не был объектом для художественного изображения. Еврипид показал, как страдающая и несчастная женщина способна превратиться в самое настоящее и очень страшное демоническое существо.
«Трагическая история доктора Фауста», Кристофер Марло
«Трагическая история доктора Фауста», Кристофер Марло. / Фото: www.labirint.ru
Именно эта драма стала образцом для великого Гёте, решившего переписать в стихах народную легенду о докторе Фаусте. А сама пьеса - это тонкая психолого-философская трагедия человека, стремящегося к полной свободе личности и осознающего, в результате, сколь губительным может быть этот путь.
«Мещанин во дворянстве», Мольер
«Мещанин во дворянстве», Мольер. / Фото: www.labirint.ru
Эту пьесу по праву называют смелым литературным экспериментом автора, благодаря которому он высмеял простого буржуа, вознамерившегося по взмаху руки стать аристократом с почётной родословной. Стоит отметить, что во время написания пьесы эта тема стояла очень остро и обедневшая аристократия шла на сделку с зажиточными мещанами, готовыми платить немалые деньги за титулы. Главная же мысль пьесы очень проста и понятна: невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Даже заплатив за это весьма приличную сумму. Кстати, пьеса эта вполне может считаться главным театральным ситкомом.
«Соната призраков», Август Стриндберг
«Соната призраков», Август Стриндберг. / Фото: www.litres.ru
Пьеса шведского классика является одним из главных произведений, оказавших влияние на развитие и становление самого автора. Писатель создал фантастическую, даже призрачную атмосферу и на её фоне продемонстрировал: на поверку красивая картинка оказалась карточным домиком, способным мгновенно рассыпаться, и показать истинное положение вещей в обществе.
«Гамлет», Уильям Шекспир
«Гамлет», Уильям Шекспир. / Фото: www.ozon.ru
Постоянный диалог главного героя с аудиторией был очень новаторским ходом для времени создания бессмертного произведения. Гамлет позволяет читателю проникнуть в глубины своего сознания, а не только наблюдать за его жизнью. Эта пьеса похожа, скорее, на мучительное размышление, и позволяет режиссёрам каждый раз интерпретировать произведение по-новому.
«Саломея», Оскар Уайльд
«Саломея», Оскар Уайльд. / Фото: www.bookmix.ru
Первая английская символистская драма с поэтической подструктурой ознаменовала собой новую стадию в истории романтической традиции. Автор использует символистские приемы – музыку, цвет, рефрены, образы – и при этом в центр ставит романтическую героиню. И в результате Уайльд представляет обществу новую женщину, чувственную, страстную, знающую, чего хочет в жизни и умеющую добиваться желаемого.
«Гроза», Александр Островский
«Гроза», Александр Островский. / Фото: www.labirint.ru
Глубинный смысл пьесы лежит не только в плоскости обычного семейного конфликта, закончившегося смертью Катерины. «Гроза» - это о конфликте двух эпох, старой и новой, и в этой трактовке пьеса смотрится вовсе не как бытовое повествование о жизни в провинциальном городке на Волге.
«Чайка», Антон Чехов
«Чайка», Антон Чехов. / Фото: www.moiknigi.com
К этой пьесе Антона Павловича Чехова постоянно обращаются драматурги всего мира, и именно она по праву считается вершиной его творчества. Здесь комедия соседствует с драмой, а ещё – с трогательной нежностью юношеской любви, исканиями молодости, надеждами и идеализмом. «Чайка», написанная в жанре «в театре о театре», надолго опередила своё время, предвосхитив развитие театра и поиск новых форм в драматургии.
«Пигмалион», Бернард Шоу
«Пигмалион», Бернард Шоу. / Фото: www.labirint.ru
Эта пьеса - не только трактовка древнего мифа о скульпторе, полюбившем свое творение. Она о праве каждого человека на свой собственный путь и реализацию, о бережном отношении ко всему живому. И одновременно – насмешка над тем, кто считает себя высшей кастой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий