За что Исаака Левитана называли виртуозом весенних пейзажей




И вновь о великом мастере русского пейзажа Исааке Ильиче Левитане, живописно и поэтически воспевшем природу-матушку средней полосы России. Он безмерно был очарован ею в любую пору. Однако больше всего художник любил осень, она, как ничто иное, отвечала состоянию его мятежной души. Но, сегодня в нашей публикации представлена галерея весенних пейзажей художника, которые не менее великолепны и художественно ценны.

Весна, пробуждение природы – одно из прекраснейших и романтичных времен года. В эту пору природа как бы скидывает с себя дремоту, в которой пребывала во время долгой и холодной зимы. Пробуждаясь, она заставляет мир играть чистыми красками, звенеть капелью, пением птиц. Именно эта красота и романтичность окружающего мира, сбросившего с себя тягости зимы – все это нашло красноречивое отражение во многих произведениях русских художников-пейзажистов. Каждый из них писал весну такой, какой видел. У одних - она была связана с цветением распустившихся садов, журчанием рек, пением прилетевших птиц. В творчестве других мастеров весна ассоциировалась как время любви и нежности, а у третьих – это время сырости и грязи.




Левитан И.И. Весной в лесу. 1882. Государственная Третьяковская галерея. / Серов В.А. Портрет Левитана И.И. Фрагмент картины. 1893. Государственная Третьяковская галерея.

Вот и в левитановских весенних пейзажах, зачастую можно увидеть вместо весеннего настроения, настроение осеннего сырого дня, где преобладает серо-бурый колорит и об­щая подавленность. Однако есть множество и таких работ, которые реально дышат весной: тающий мартовский снег, едва тронутый первым дыханием тепла в преддверии весны, яркая зелень, разливы широких рек и мелких речушек, цветение яблоневых садов. Времена года Исаак Ильич считал как бы сменной одеждой природы, не меняющей, по сути, ее истинного обличья.

И что бы художник не писал, он каждым своим полотном, каждым крошечным этюдом красноречиво говорил: «Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!..» К тому же вирту­озное владение колоритом позволяло автору с лег­костью воспроизводить световые эффекты, создавать иллюзию пространства, а также придавать соответствующее настроение.


«Картина — это что такое? — говорил Левитан. — Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника». Сам-то он был меланхоликом. И это чувствуется во многих его произведениях, особенно позднего периода.


Весна в раннем творчестве художника


Левитан И.И. Солнечный день. Весна. 1876-1877. Частное собрание

В небольшом этюде «Солнечный день. Весна», который молодой Левитан написал на первом году уче­бы в пейзажной мастерской Алексея Саврасова, явно чувствуется влияние учителя. Здесь видно особенное внимание автора к мелким подробностям в композиции, и почти фотографическая достоверность их изображения, что было свой­ственно многим пей­зажистам середины XIX века.



Левитан И.И. Первая зелень. Май. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Еще в те годы профессора отмечали в работах художника эмоциональную составляющую, а потом уж техническую. Левитана нисколько не привлекали надуманные эффектные романтические или героические пейзажи. Да и работая на натуре, Левитану было недостаточно передать внешнюю красоту ландшафта, он хотел уловить и передать прелесть или грусть каждой мелкой детали, каждой веточки. И это у него действительно получалось.


Последний снег. Саввинская слобода


Левитан И.И. Последний снег. Саввинская слобода. Этюд. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А вот в этом этюде уже видно, как меняется манера художника. Он стал лучше создавать пространствен­ные планы, избегая гео­метрии в композиции, проработки деталей. Его манера написания стала свободной и обобщенной, а колорит стал строиться на соотношении тонких оттен­ков земляных тонов. Художник несколько лет работал такой скупой палитрой, которая, по его мнению, как нельзя лучше могла отразить природу средней полосы России.



Левитан И.И. Половодье. 1885. Национальный художественный музей Белоруссии, Минск.


Картина «Весна в Италии» и этюд к ней


Левитан И.И. Весна в Италии. 1890. Этюд. Частное собрание.

Особое место в ряду произведений художника за­нимают очень разные по колориту этюд и картина «Весна в Италии», написанные во время первой зарубежной поездки в 1890 году. Этюд, разумеется, Левитан сделал с натуры в Италии, а картину заканчивал уже по возвращении на родину, в Плёсе. Любопытно, что этюд значительно отличается от основного произведения с одноимен­ным названием.



Левитан И.И. Весна в Италии. 1890. Государственная Третьяковская галерея.

Покоренный колоритной итальянской природой художник смог перенести ее настроение на свой этюдный набросок, а вот более поздняя переработка качественно утратила свою красочную эмоцио­нальность, интенсивность цвета, тонкость цветовых соотноше­ний. В картине все выразительные при­емы стали более сдержанными, а колорит гораздо приглушенным. Видимо, лишенный яркой южной натуры, в окружении сдержанной русской природы Левитан терял ощущение многоцветности природной среды. Но, невзирая ни на что, в сравнении со многими другими пейза­жами того периода картина «Весна в Ита­лии» выглядит чрезвычайно воздушной и в то же время наполненной цветом.


«Март»


Левитан И.И. Март. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1895 году в творчестве Левитана появились радостные, мажорные мотивы. Его живопись становится более звучной, выразительной, словно очнувшейся от долгого сна. Чувство восторженного и светлого переживания природы наполняет целую серию произведений мастера, среди которых самое известное - «Март». Именно это произведение Левитана своим торжествующе-радостным настроением снискало себе широкую известность. «Март» назван одним из самых поэтичных русских пейзажей XIX века. Он настолько музыкален, что зритель, стоящий перед полотном, будто реально начинает слышать звон капели, крики птиц, храп лошади, ждущей своего хозяина у дома. Причем не только слышать, а и ощущать запахи от избавляющейся от ледяного плена земли.


«Весна. Большая вода»


Левитан И.И. Весна. Большая вода. 1897. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Весна перед вами, и душа ее, ее сокровеннейшее настроение охватывает вас с непривычной силой», — так высказался об этой картине А. В. Луначарский. Студеная весенняя вода вышла из берегов, затопив рощу и прибрежные деревушки. Эта левитановская весна еще не зеленая — она голубая. В нежнейшей лазури прозрачной воды отражаются тонкие белые стволы березок. Тени голых деревьев падают на подсушенную солнцем рыжую землю. Невероятное умиротворение и радость преображения - вот чем пронизан пейзаж художника. Земля пробуждается! В воздухе пахнет весной, ведь в ней всегда таится надежда — на хорошее лето, на урожай, на счастье. К сожалению этим полотном и завершилась серия ярких, поэтических пейзажей Левитана. Он закончил его к 1897 году, когда уже упорно начал новые методы в работе, которые и отра­зились в следующем цикле его произ­ведений.



Исаак Левитан Весна. Последний снег. 1895 год.



Левитан И.И. Цветущие яблони. 1896. Холст, масло, тушь, перо. Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Исаак Левитан. Цветущие яблони. 1896 год.


Весна в позднем творчестве И.И. Левитана


Левитан И.И. Ранняя весна. 1898. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Картина «Ранняя весна» на ряду с несколькими другими полотнами, показанная в Парижском Салоне в 1900 го­ду, вызвала одобрение европейской публики — в ней чувствовался особенный эмоци­ональный настрой, свойственный русскому мировосприятию, и тонкое понимание природной среды. Кроме того, отмечалось, что и другим про­изведениям Левитана того периода присуще высочайшее художественное качество. Все утверждали, что это живопись мирового уровня.



Левитан И.И. Ранняя весна. 1899. Картон, масло. 13 x 22 см. Днепропетровский художественный музей, Украина.

Этюды, написанные за пару лет до смерти художника в Крыму, в основном экспрессивны и темпераментны. Художника стра­шит и угнетает неотвратимо прибли­жающаяся вечность небытия, и он старается поймать каждый новый об­раз изменчивой природы, запечат­леть мгновенное переживание. И даже в таком свет­лом этюде как "Весна в Крыму" чувствуется внутренний диссо­нанс: восхищаясь природой, он не может отвлечься от мрачных мыслей о своей бли­зящейся кончины.



Левитан И.И. Весна в Крыму. 1900. Государственная Третьяковская галерея.

В тот период Левитан уже совсем не заботился о дета­лях, а схватывал лишь основные наиболее выразительные черты. Он стал писать в импрессионистской манере, практически по всем ее законам. Вирту­озное владение колоритом позволяло художнику с лег­костью воспроизводить световые эффекты, создавать иллюзию пространства и воздуха.



Левитан И.И. Весна в Крыму. Этюд. 1900. Частное собрание

Подытоживая вышесказанное о пейзажной лирике живописца, хотелось бы закончить словами Климента Тимирязева: «Левитан - это Пушкин русского пейзажа». И действительно, каждый взмах кисти художника - это виртуозное мастерство, доведенное до совершенства.


Художник о художнике
Стоит отметить, что личность самого Исаака Левитана не менее интересна, нежели его творчество. Поэтому хотелось бы привести цитату из воспоминаний об Исааке Левитане не менее известного художника Константина Коровина: «Левитан мало говорил о живописи, в противоположность всем другим. Он скучал, когда о ней говорили другие. Всякая живопись, которая делалась от себя, не с натуры, его не интересовала. Увидев что-либо похожее на природу, он говорил: «Есть правда»...



И.И. Левитан. Автопортрет.

Левитан всегда искал «мотива и настроения», у него что-то было от литературы — брошенная усадьба, заколоченные ставни, кладбище, потухающая грусть заката, одинокая изба у дороги, но он не подчеркивал в своей прекрасной живописи этой литературщины. Левитан был поэт русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглощала всю его чуткую душу, и этюды его были восхитительны и тонки. Странно то, что он избегал в пейзаже человека. Прекрасный рисовальщик и живописец, он просил моего брата Сергея написать в его картине «Аллея осенью» фигуру сидящего на скамейке.



Исаак Левитан. Ранняя весна. 1892 год.

Левитан был разочарованный человек, всегда грустный. Он жил как-то не совсем на земле, всегда поглощенный тайной поэзией русской природы. Говорил мне с печалью: «Художника не любят — он не нужен. Вот Саврасов, это великий художник — и что же? Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим. Писателя легче понять, чем художника. Мне говорят близкие — напиши дачи, платформу, едет поезд или цветы, Москву, а ты все пишешь серый день, осень, мелколесье, кому это надо? Это скучно, это — Россия, не Швейцария, какие тут пейзажи? Ой, я не могу говорить с ними. Я умру — ненавижу…»



Исаак Левитан. Весна. Белая сирень. 1890-е.

Да, уж непросто постичь тонкую душевную организацию гениального мастера только соприкоснувшись с его творчеством. Гораздо больше вы сможете узнать о нем из нашей публикации: Почему гений русского пейзажа Исаак Левитан дважды пытался свести счеты с жизнью.


P.S.
И в заключение хотелось бы немного вас удивить. Оказывается, Исаак Ильич в своем творческом наследии оставил не только великолепные пейзажи, но и удивительные цветочные натюрморты, поражающие изысканностью, простотой и реализмом. Натюрморты немногочисленны, их около трех десятков, но они невероятно ценны - как произведения живописного искусства.



Белая сирень. Этюд. Бумага, пастель. / Лесные фиалки и незабудки. (1889 год). Холст, масло. 49х35. Третьяковская галерея. Художник Исаак Левитан.



Васильки. (1894 год). Бумага, пастель. / «Одуванчики». (1889 год.) Холст, масло. 59х42,5. Художник Исаак Левитан.

2 комментария: