Гипатия Александрийская была одной из самых блестящих женщин-философов древнего мира. Она была особенно одарена в математике и преподавала ряду выдающихся сановников со всей Римской империи. Но Ипатия жила в то время, когда Церковь набирала силу, и вскоре она стала мишенью христианских фанатиков. Важная и видная фигура в своей общине, она вскоре оказалась вовлечена в тёмный конфликт между амбициозным христианским епископом и местными светскими властями. Результатом всего этого стала самая настоящая трагедия.
Гипатия (Ипатия) родилась около 355 года н. э. и жила в процветающем интеллектуальном городе Александрии. Согласно некоторым источникам, благодаря воспитанию своего отца Теона, популярного математика и философа, она обладала необычайно блестящим умом и была чрезвычайно талантлива в математике, и совсем неудивительно, что в какой-то момент превзошла собственного отца в способностях.
Портрет Гипатии, Жюль Морис Гаспар, 1908 год. \ Фото: impulsportal.net.
К сожалению, как и у многих других писателей древнего мира, её работы в основном были потеряны во времени, поэтому восстановить то, что она могла написать, сложно. Известно лишь то, что некоторые из её работ включали комментарии к ряду важных мыслителей, включая Арифметику Диофанта, Альмагест Птолемея и работу Аполлония о конических структурах. Работа Диофанта, в частности, была очень продвинутой, состоящей из раннего предшественника более поздней арабской алгебры.
Имя Гипатии также несколько раз упоминается в связи с астрономией, в том числе в письме, в котором мимоходом указывается, что она научила одного из своих учеников создавать астролябию — инструмент, используемый для изучения небес.
Астролябия, 1885 год. \ Фото: britishmuseum.org.
В чём могли заключаться более философские учения Гипатии, к сожалению, не известно, но историки и учёные все как один твердят о том, что она была частью неоплатонической школы, которая доминировала в поздней античной философии. Эта школа рассматривала изучение математики, в частности, как важную интеллектуальную деятельность, которая может приблизить человека к божественному.
Афинская школа, Рафаэль. \ Фото: hojemacau.com.mo.
Неоплатоники объединили многие древние философии в одну традицию, и они очень сильно верили во всеохватывающее Божество, Единое, или первый принцип, который можно пережить посредством интенсивного созерцания. После смерти Гипатии Александрия приобрела отличную репутацию благодаря своим философам-неоплатоникам, и, похоже, эту тенденцию запустила сама Гипатия.
К тому времени, когда она достигла совершеннолетия, уважаемая женщина-философ управляла своей собственной школой, обучая некоторых из лучших и самых ярких умов со всей империи. Преподаватели в крупных интеллектуальных центрах, таких как Александрия, часто соревновались за студентов из аристократической элиты Рима, которые получали философское образование, прежде чем начать карьеру.
Гипатия Александрийская была одним из этих уважаемых и престижных учителей. Ею восхищались её ученики, и она была популярной фигурой в своём местном сообществе, которая, по-видимому, время от времени читала публичные лекции.
Гипатия Александрийская. \ Фото: aminoapps.com.
Ипатия, вероятно, самая известная из женщин-философов древнего мира, из-за её шокирующей смерти. Стоит также отметить тот факт, что она была не единственной женщиной, преподававшей философию в Римской империи. Гипатия была частью давней традиции, унаследованной от классической Греции, в которой некоторые философские школы принимали учениц и учителей женского пола. Платон, в частности, утверждал в своей Республике, что если бы женщинам и мужчинам можно было дать одинаковое образование, они оба могли бы играть одинаковые роли в своём сообществе.
Он находился под сильным влиянием одного из своих предшественников, греческого философа досократического периода Пифагора. Пифагор создал своего рода философскую коммуну, в которую входили как мужчины, так и женщины, получившие образование в области философии, математики и музыки.
Гипатия преподаёт в Александрии, Роберт Тревик Боун, 1790-1840 гг. \ Фото: collections.britishart.yale.edu.
Пифагорейство было чрезвычайно популярно в течение многих веков, и пифагорейские группы были распространены во всём греческом и римском мире. Собственная философская школа Гипатии, неоплатонизм, довольно комфортно сочетала учения как Платона, так и Пифагора, и она является одной из нескольких женщин-философов, известных в рамках этой традиции.
К несчастью для Гипатии, она жила в переходный период между классическим миром и ранним Средневековьем, в то время, когда представления о философии и религии менялись очень быстро. Хотя в Римской империи были христианские императоры со времён Константина I, при жизни Ипатии император Феодосий I приложил немалые усилия, чтобы искоренить нехристианские религии.
Фарос Александрийский, Роберт фон Спаларт, 1804-1811 гг. \ Фото: wordpress.com.
К 392 году н. э. Феодосий обнародовал ряд антиязыческих указов, исключив языческие религиозные праздники из календаря, запретив людям приносить жертвы в храмах или даже проходить через них, а также распустив весталок — всё в согласованных усилиях по укреплению православия.
Родной город Гипатии Александрия особенно сильно пострадал от религиозных конфликтов, возникших в результате этого подавления. Храмы вскоре были заброшены или превращены в церкви, и те, кто боялся потенциально демонической силы языческих образов, принялись уничтожать статуи, отрубая руки, ноги и носы древним произведениям искусства по всему Египту. Многие язычники не восприняли эти акты осквернения легкомысленно, и в Александрии вскоре вспыхнули беспорядки между христианами и язычниками.
Видение Святого Августина, Фра Филиппо Липпи, 1460 год. \ Фото: twitter.com.
Одна группа особо преданных язычников создала для себя оплот в храме Сераписа, важном здании в Александрии, в котором находилась одна из главных городских библиотек. Но когда император узнал о конфликте, он приказал язычникам покинуть свои позиции в Серапеуме, позволив разъярённой христианской толпе разгромить это место.
Несмотря на рост насилия в её городе, в начале её жизни не было очевидно, что Гипатия, скорее всего, станет жертвой каких-либо агрессивных действий. Философия попала в серую зону для многих христиан, поскольку она охватывала множество тем, и она долгое время была основой высшего образования для богатых людей.
В то время как Ипатия была язычницей, она, похоже, вполне комфортно общалась с растущей христианской элитой в своём городе. Неоплатоническая философия Гипатии была чрезвычайно популярна в Поздней Античности, и в то время, как некоторые неоплатоники вкладывали значительные средства в языческие ритуалы и даже магию (теургию), другие полностью сосредоточились на абстрактной форме теологии, которая была далека от традиционного язычества.
Святые Кирилл и Афанасий, XIV век. \ Фото: metrosantacruz.com.
Эта форма неоплатонизма имела много точек соприкосновения с христианской мыслью. Например, сама Ипатия оставалась целомудренной на протяжении всей своей жизни, скорее всего, в рамках своего неприятия материального мира, который, как полагали многие неоплатоники и христиане, мог отвлечь человечество от связи с божественным.
Невыразимое всеобъемлющее божество, в которое верили неоплатоники, также легко можно было отождествить с христианским Богом. Неоплатонизм оказал огромное влияние на раннехристианскую церковь, особенно через фигуру святого Августина Гиппонского (Аврелий), который использовал неоплатонические идеи для интерпретации христианской догмы.
Когда она начала преподавать в конце IV века н. э., многие люди не видели противоречия между изучением классической философии и тем, чтобы быть христианином, ко всему прочему, некоторые из учеников Гипатии сами были христианами. Один из ключевых её учеников был Синезий, который, став епископом в соседней Птолемаиде, до конца своей жизни продолжал писать мистические тексты, в которых довольно комфортно смешивались языческая философия и христианские идеи.
К счастью для историков, сохранилось сто пятьдесят шесть писем, написанных Синезием, и некоторые из них были написаны самой Гипатии. В своих письмах он очень ясно даёт понять, что Ипатия и её круг учеников, как язычников, так и христиан, оставались хорошими друзьями и поддерживали связь друг с другом до конца своих дней. Но в то время как Гипатия пользовалась вниманием элиты в своём городе, как языческой, так и христианской, постоянно растущая группа религиозных боевиков скоро начнёт осуждать её школу, и их собирался мобилизовать безжалостный христианский епископ.
Иисус разворачивает книгу в синагоге, Джеймс Тиссо, 1886-1894 гг. \ Фото: cincinnatimennonite.org.
Ипатия не испытывала на себе всей тяжести религиозных потрясений в своём городе, пока старый епископ Александрии Феофил не умер в 413 году н. э. Вскоре его сменил гораздо более радикальный проповедник, епископ Кирилл, чьи выборы были омрачены грязной политикой и подстрекательством местного сброда. Кирилла позже сделали святым и церковным врачом, но он был крайне неприятным персонажем. После своего избрания Кирилл был полон решимости использовать радикальные элементы своей собственной паствы, чтобы сеять смуту и получить политическую власть для себя.
В Александрии было очень большое христианское население, но она также была чрезвычайно космополитичной, и новый епископ стремился использовать христианские предрассудки, чтобы стать более популярным. Он начал с того, что нацелился на еретиков-христиан-новациан, крупную неортодоксальную христианскую секту в Александрии, которые были изгнаны из своих церквей, и вскоре он выбрал ещё более крупную цель: огромное и многовековое еврейское население Александрии. Одного из агентов Кирилла вскоре обвинили в том, что он вызвал беспорядки среди толпы александрийских евреев, и он был без суда арестован и казнён римским префектом, человеком по имени Орест, начав вражду между двумя мужчинами.
Ипатия. \ Фото: blogspot.com.
Орест, как и многие другие местные вельможи, был близким другом Ипатии, что впоследствии грозило ей серьёзными неприятностями. Префект пытался навести порядок в городе, но ситуация вскоре вышла из-под контроля. После того, как группа евреев жестоко отомстила некоторым местным христианам, Кирилл смог полностью изгнать евреев из Александрии с помощью разъярённой толпы, полностью подорвав власть разъярённого Ореста.
Он написал императору, чтобы пожаловаться на беспокойного епископа, но так и не получил ответа. Худшими и самыми жестокими сторонниками Кирилла были радикальные нитрийские монахи из египетской пустыни и христианские параболаны, группа, которая должна была исцелять больных и помогать общине, но, похоже, больше интересовалась терроризированием местного населения.
Гипатия Александрийская, египетско-римский философ, астроном и писатель, Рафаэль. \ Фото: stampareggiana.it.
Вражда Ореста с епископом не принесла ему пользы, и вскоре некоторые из монахов Кирилла действительно напали на префекта на улицах, бросив камень ему в голову и обвинив его в том, что он язычник и идолопоклонник. Человек, бросивший камень, монах по имени Аммоний, позже был арестован и убит, что побудило Кирилла провозгласить его мучеником. Поскольку эта напряжённая ситуация продолжала опасно обостряться, Сирил и его банда обратили своё внимание на подругу Ореста, Гипатию.
Волшебный круг (Магический круг), Джон Уильямс, 1886 год. \ Фото: tate.org.uk.
Убийство Ипатии не было прямым религиозным конфликтом, скорее это была битва за власть между соперничающими высокопоставленными лицами. К этому моменту она была уже старухой, и ей было бы за шестьдесят, когда она умерла, но, тем не менее, Гипатия всё ещё казалась угрозой в глазах Сирила. Она была не только связана с префектом, но и лично пользовалась огромной популярностью. Один из источников рассказывает, что Сирил пришёл в ярость, увидев толпы людей, собравшихся послушать речь Ипатии, и решил разрушить её репутацию.
В великом случае предзнаменования, которое задало тон обращению христианской Европы с женщинами в Средние века и за его пределами, знания и влияние Ипатии вскоре были заклеймены как колдовство. Этот слух будет повторён столетия спустя одним средневековым летописцем.
Гравюра актрисы, изображающей Гипатию, 1890-е годы. \ Фото: britishmuseum.org.
Трудно сказать, сам ли Кирилл пустил этот слух, но вскоре сторонники Кирилла начали шептаться, что власть Ипатии над людьми была результатом колдовства, и для некоторых христиан в то время это было чрезвычайно серьёзным обвинением. Вскоре группа христианских боевиков, возглавляемая церковным чтецом по имени Пётр, взяла на себя смелость интерпретировать Священные Писания буквально. Толпа нашла Ипатию на улицах Александрии и стащила её с колесницы.
Её раздели догола, а затем избили и забили камнями до смерти черепицей на крыше в ужасающем акте кровавого насилия, а её искалеченное тело позже бесцеремонно сожгли. Её ужасная смерть сделала её мученицей для многих людей — как язычников, так и христиан.
Рэйчел Вайс в роли Гипатии Александрийской. \ Фото: students567.x.fc2.com.
В наше время она стала одновременно и иконой феминизма, и антихристианским символом.
К XVIII веку её история была с энтузиазмом подхвачена философами просвещения, такими как Вольтер, которые всё больше отвергали христианскую религию. А в XIX веке в бестселлере «Гипатия», написанном антикатоликом Чарльзом Кингсли, Гипатия использовалась как символ грубого проступка христианской церкви. В более современных примерах она часто использовалась как символ светского мышления.
Древняя Агора. \ Фото: google.com.
Безусловно, самое известное изображение Гипатии взято из блокбастера 2009 года «Agora» режиссёра Алехандро Аменабара с блестящей Рейчел Вайс в роли легендарной женщины-философа. Фильм обыгрывает факты из жизни Гипатии, чтобы создать занимательное повествование, но он заслуживает похвалы как за сюжет, так и за изображение позднего периода римской истории на большом экране, что делалось очень редко. Тем не менее, повествование фильма превращает Гипатию в совершенно современного героя, которым она не была.
Кадры из фильма Агора. \ Фото: pinterest.ru.
В какой-то момент фильма один из членов Александрийского совета заявляет, что они не должны слушать наглую женщину-философа, потому что она ни во что не верит. На самом деле, как неоплатоник, Гипатия имела глубокие духовные убеждения. Целью философов-неоплатоников в позднеримский период было достижение единения с Богом посредством философского созерцания и интеллектуальных усилий. Для Гипатии разум и религия были неразделимы.
Смерть Гипатии Александрийской. \ Фото: elespanol.com.
Гипатия стала жертвой растущего и уродливого явления, крайне нетерпимого течения христианской религии, которое станет заметным на протяжении всего Средневековья. В конечном счёте она была убита, потому что была влиятельной личностью, женщиной и мыслителем, которая встала на пути жаждущего власти человека, готового использовать толпу ненависти, подпитываемую суевериями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий