Современная наука давно доказала, что Африка — это родина человечества. История этого континента невероятно древняя и весьма насыщенная. С давних времён у европейцев были налажены торговые отношения с различными регионами этого материка. Потом «белые люди» вовсю пытались принизить знания и могущество африканской империи. Вековое игнорирование правды обошлось дорого всем. Новая история и последние исследования в корне меняют исторически сложившийся ошибочный стереотип о превосходстве Европы.
Исторический труд
Фрагмент царя Лебны Денгеля, около 1520 года, монастырь Тадбаба Марьям, Эфиопия.
В самом начале 2020 года историк, профессор Рурского университета в Бохуме, Верена Кребс гостила у своих родителей в сельской местности Германии. Пандемия вынудила профессора пробыть там несколько месяцев. Среди полей рапса и ячменя, древних густых лесов Верена наслаждалась покоем, но не бездействовала. Ей нужно было закончить труд всей её жизни - книгу по истории позднесредневековой Эфиопии.
Верена Кребс.
Историк закончила рукопись и заключила контракт с крупным академическим изданием. Казалось, всё хорошо. Но профессору не нравилась написанная ею книга. Кребс знала, что её источники противоречат доминирующему нарративу. Согласно ему Европа помогает нуждающейся Эфиопии. Отсталое африканское королевство, отчаянно ищет военные технологии у своих более развитых северных соседей. И текст книги почти полностью соответствовал общепринятым суждениям, но не соответствовал собственным историческим исследованиям профессора.
Больше всего Кребс беспокоило то, что её интерпретация первоначальных средневековых источников была слишком «оттуда». Она боролась с собой и сомневалась. В конце концов Верена приняла радикальное решение. Она решила поступить так, как делают хорошие историки, и следовать источникам. Вместо того, чтобы подправлять то, что уже было написано, профессор практически удалила свою рукопись. Она просто написала книгу заново.
Флаг Эфиопского царства.
Эфиопское царство
Книга увидела свет в этом году под названием «Средневековое эфиопское царство, ремесло и дипломатия с Латинской Европой». Это история, которая полностью меняет привычный всем сценарий. Традиционно в центре сюжета всегда была Европа. Эфиопия - периферия, технологически отсталое христианское царство, которое в позднем средневековье обращалось к Европе за помощью. Но, следуя источникам, Кребс демонстрирует активность и мощь Эфиопии и эфиопов того времени. Европа в те времена предстаёт, как своего рода однородная масса иностранцев.
Древняя карта Эфиопского царства.
Дело даже не в том, что современные историки средневекового Средиземноморья, Европы и Африки игнорировали в своё время контакты между континентами. Проблема в том, что у них была совершенно обратная динамика мощности. Традиционное повествование всегда подчёркивало, что Эфиопия слаба и находится в бедственном положении. Особенно перед лицом агрессии со стороны внешних сил, например мамлюков в Египте. Поэтому Эфиопия и обратилась за военной помощью к своим собратьям-христианам на севере - расширяющимся королевствам Арагона (в современной Испании) и Франции. Но истинная история, ставшая известной из средневековых дипломатических текстов, просто ещё не была собрана современными учёными.
Средневековая эфиопская книга.
Исследования Кребс в корне меняют понимание конкретных отношений между Эфиопией и другими королевствами. По словам профессора Соломоновы цари Эфиопии, «открыли» королевства позднесредневековой Европы, а не наоборот. Это было сделано в процессе налаживания межрегиональных связей. Именно африканцы в начале 15 века отправили послов в чужие и далёкие страны. Они искали у иностранных правителей различные диковинки и священные реликвии, которые могли бы служить символами престижа и величия. Их эмиссары отправились на территорию, которую они считали более или менее однородной. Осознавая при этом, что это разнообразная земля многих народов. В начале так называемой эпохи исследований были повествования, в которых европейских правителей изображали героями. Они отправляли свои корабли в чужие земли, открывая много нового. Кребс нашла доказательства того, что цари Эфиопии спонсировали свои собственные дипломатические, религиозные и коммерческие миссии.
Христианская эфиопская живопись.
Африканский ренессанс
Но история средневековой Эфиопии уходит корнями гораздо дальше, чем 15-16 века. С самого начала распространения христианства история африканской империи была тесно переплетена с более известной историей Средиземноморья. Эфиопское царство - одно из самых древних христианских царств в мире. Аксум, царство-предшественник того, что теперь называется Эфиопией, обратилось в христианство в самом начале 4 века. Это намного раньше, чем основная масса Римской империи, которая обратилась в христианство только в 6-7 веках. Соломоновы династии возникли примерно в 1270 году нашей эры в высокогорье Африканского Рога и к 15 веку прочно укрепили свою власть. Их имя возникло из-за их притязаний на прямое происхождение от царя древнего Израиля, Соломона, через его предполагаемые отношения с царицей Савской. Несмотря на то, что они столкнулись с несколькими внешними угрозами, они последовательно их отбивали. Царство в течение довольно долгого периода росло и процветало, вызывая удивление во всей христианской Европе.
Руины храма времён аксумитского царства.
Правое крыло диптиха Святого Георгия, конец 15 или начало 16 века, Институт эфиопских исследований, Аддис-Абеба.
Именно на этот период любили оглядываться правители Эфиопии с ностальгией. Это некоторого рода их собственный маленький Ренессанс. Эфиопские христианские цари активно возвращались к поздней античности и даже возрождали позднеантичные модели в искусстве и литературе, пытаясь сделать её своей собственной. Таким образом, в дополнение к инвестированию в общую культуру, они следовали устаревшей модели, используемой правителями Средиземноморья, Европы, Азии и Африки, обращаясь к религии. Они строили церкви и обращались к коптским христианам, живущим в Египте под властью исламских мамлюков. Это делало их теоретическим защитником. Соломоновы цари Эфиопии объединили под своим правлением огромное многоязычное, многоэтническое, многоконфессиональное царство, своего рода империю.
Церковь Святого Георгия, Лалибэла, Эфиопия.
Империя нуждалась в красоте. По словам Кребс, Европа была для эфиопов загадочной и, возможно, даже немного варварской страной. Их история была интересна и полна священных вещей, которые могли получить эфиопские цари. Профессор настроена на то, чтобы быть аутсайдером - европейцем, переписывающим историю Эфиопии. Большая часть существующих исследований позднесредневековой Эфиопии и Европы были основаны на колониальной, даже фашистской идеологии. В то время как эфиоповедение наводнено новыми открытиями, прекрасными филологическими и историческими работами, некоторые старые работы и авторы остаются популярными и влиятельными до сих пор. Следование им приводит исследователя в тупик. Большинство трудов родом из Италии 1930-х и 1940-х годов, находящейся в плену фашизма и новых колониальных амбиций. Их кульминацией стало успешное вторжение в Эфиопию в 1935 году.
Влиятельная книга
Книга профессора Верены Кребс.
Книга уже оказывает влияние не только на историческую науку, но и на жизнь многих людей. Соломон Гебрейес Бейен, научный сотрудник из Эфиопии, который сейчас работает в Гамбургском университете, рассказывает: «Множество простых эфиопов, окончивших среднюю школу и даже университет, всегда знали, что Эфиопия в средние века проводила политику закрытых дверей, отчаянно ища военной помощи и оружия с севера. Возможно, из-за этого средневековая Эфиопия - не тот период, который вообще обсуждается у нас в обществе. По его словам, книга Кребс всё изменила. Она открыла этот период с совершенно новой стороны. Это позволило эфиопским учёным и широкой общественности больше узнать о славной дипломатической истории своей страны. Также труд служит справочным материалом для студентов и преподавателей университетов. Книга без сомнения является выдающимся вкладом в историографию средневековой истории Эфиопии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий