О первой жене Пабло Пикассо говорили мало, да и тогда отзывались в не самом доброжелательном ключе. Неприязнь к личности Ольги Хохлоʙой никто из друзей художника не скрывал. Биографы Пикассо редко рассказывают о ней, как о значимой части его жизни. Трудно было отыскать настолько разных по своему характеру, мировоззрению и моральным ценностям людей, которые любили друг друга столь же сильно, сколько ненавидели.
Как "муза творчества" стала "музой жизни"
Утонченность и нежность Ольги / Фото: artchive.ru
Ольга и Пабло познакомились на гастролях в Италии в 1917 году.
Он — тридцатипятилетний художник, за плечами которого годы нищеты и разгульной жизни на Монмартре. На его полотнах — первые красавицы Парижа, Фернанда Оливье и Ева Гуэль, позировавшие ему в свои лучшие годы.
Она — двадцатишестилетняя известная балерина "на пенсии". В мемуарах своего первого супруга Ольга предстает посредственной танцовщицей и эгоистичной женщиной, которая преследовала в браке корыстные цели.
При первой встрече Ольга пленила Пикассо своей красотой и целомудрием. Художник решил завоевать сердце славянки горячим андалузским темпераментом и талантом. Пабло посвящал женщине самые яркие мазки своих кистей.
Пабло Пикассо «Ольга в кресле», 1918 год / Фото: birdinflight.com
Хохлоʙа, безусловно, была "нешаблонной" музой. Пикассо срисовывал свои лучшие творения с тел проституток и натурщиц, но до сих пор ему не позировали девушки "из приличных семей".
Их отношения развивались крайне стремительно. Решению заключить брак поспособствовала Октябрьская революция, которая не позволяла дочери полковника царской армии возвращаться домой без риска для жизни. В июле 1918 года пара обвенчалась в Александро-Невском соборе в Париже, несмотря на категорические отговорки друзей художника. На следующий день Пикассо вышел в свет в новом социальном статусе светской персоны.
Почему в окружении Пикассо недолюбливали русскую избранницу художника
Ольга и Пабло во время медового месяца / Фото: artchive.ru
Их происхождение и прошлое было крайне разным. Она предпочитала светские рауты пьяным посиделкам с друзьями.
Ее непосредственное влияние на Пикассо проявлялось постепенно. Все началось с одежды, которой Пабло никогда не придавал значения. Сначала у него появился личный портной, а затем — шикарные костюмы с, выглядывающими из жилетного кармана, золотыми часами. Они завели породистых собак, наняли прислугу и переехали в фешенебельные апартаменты.
Квартира супругов Пикассо была строго разделена на мужскую и женскую части. Педантичность Ольги была одной из чертой, которую богемные друзья художника буквально не выносили.
Бывшие друзья по Бато-Лавуар были шокированы от столь радикальных перемен и находили влияние русской аристократки "порочным" и "расточительным".
Русская балерина в исполнении Пабло Пикассо / Фото: profkomvtb.ru
Оно проявилось и в работах Пикассо. Первая половина их супружеской жизни прошла счастливо и возвратила художника в классическую манеру. Говорят, однажды Ольга попросила мужа, чтобы тот нарисовал ее лицо узнаваемым, в ответ на что, Пабло написал множество реалистических портретов балерины.
После рождения сына в 1921 году Пикассо воспрял от гордости и отцовской любви, передавая всю свою любовь и на полотнах. Ольга взяла на себя еще одну роль — матери семейства.
Пабло, Ольга и их сын Поль / Фото: rg.ru
Бывшая балерина умудрялась совмещать бесчисленные светские приемы с воспитанием сына. В семье стали возникать разногласия на почве чрезмерного внимания Ольги к отпрыску. Непрерывное раздражение Пикассо выплескивал в красках.
Летом 1923 года художник снял квартиру наверху, отгородив себя от жены и ребенка. В нее не пускали никого из слуг, и даже Ольге приходилось просить разрешения, чтобы навестить супруга. Пикассо понемногу возвращался в годы холостяцкой жизни, все чаще пропадая в публичным домах.
Идиллия длилась не вечно: как распалась пара художника и его "Мельпомены"
Любовница Пикассо — Мари-Терез Вальтер, 1928 год / Фото: birdinflight.com
Это случилось в январе 1927 года. Пикассо прогуливался возле Галереи Лафайет, когда на его пути встретилась семнадцатилетняя Мари-Тереза Вальтер. Юная красавица мало что смыслила в искусстве, но стала новой музой художника.
Ольга, как мудрая женщина, узнала об отношениях мужа на стороне. Конечно, не восприняла их всерьез, но мириться не стала. Слезы и истерики злили Пабло, и он стал отдаляться еще больше.
Крайне красноречивой является его картина 1929 года "Большая обнаженная женщина в красном кресле". В линиях, изображающий героиню полотна, прослеживается ненависть творца к Ольге. Пикассо не смог избавиться от нее в реальной жизни, поэтому безжалостно уродовал женщину на своих холстах.
Пабло Пикассо «Большая обнажённая женщина в красном кресле», 1929 год / Фото: twitter.com
К моменту, когда Мария-Тереза родила дочь, отношения между супругами были хуже, чем когда-либо. Усугублял положение супружеский контакт, согласно которому Хохловой принадлежала половина всех доходов художника.
Вскоре Пикассо охладел к Мари, но возвращаться к Ольге не намеревался. Он нашел вдохновение в Доре Маар, а после — в юной Франсуазе Жилло. Его последним увлечением станет, моложе на сорок лет, Жаклин Рок.
Пабло Пикассо и его вторая жена Жаклин / Фото: artifex.ru
Хохлова страдала и ждала его возвращения. А он, в свою очередь, менял натурщиц и возлюбленных, теперь не давая им шанса занять важное место в своей жизни. Для религиозной Ольги было немыслимо расторгнуть церковный брак. Вдобавок ко всему, у нее больше не было родни, кроме Пабло, которому она внезапно стала не нужна.
Одиночество и обломки счастья Ольги Хохловой
Ольга и Пабло: любовь, которая принесла лишь боль / Фото: http://izbrannoe.com
Многие биографы Пикассо отмечали, что Ольга совершила чисто женскую ошибку. Она стала полностью зависимой от мужа, грезя о диалоге душ и драматизируя их отношения, в то время как художник стремился к абсолютной свободе от мирских условностей.
Не желая делить свое состояние с ненавистной женой, Пабло так и не подал на развод, и Ольга Хохлова оставалась его законной супругой до самой смерти.
Женщина отчаянно цеплялась за счастливые моменты прошлого, преследуя Пикассо с напоминаниями о клятвах перед Богом. Она отправляла ему душераздирающие письма и фото подросшего сына.
Славянская красота, которая пленила французского художника / Фото: worldartdalia.blogspot.com
В 1953 году у Ольги обнаружили тяжелую стадию онкологии. Болезнь долго и мучительно изнуряла ее тело. Последние месяцы жизни она провела в больнице, прося знакомых позвонить Пабло. Художник знал о просьбах умирающей жены, но так и не нашел минуты навестит ее.
Ольга Руис Пикассо умерла в госпитале "Бо Солей" в возрасте шестидесяти трех лет в горьком одиночестве и с глубокой обидой на мужа. Ее хоронили на одном из самых красивых кладбищ Франции — Du Grand Jas ("Лазурный берег Пер-Лашез"), но Пикассо не так и не пришел попрощаться со своей первой женой. Он работал над созданием очередного вечного шедевра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий