Наскальная живопись долины Рио Гранде становится цифровой



Наскальные изображения долины Рио-Гранде.
Фото: Shumla Archaeological Research & Education Center, Comstock, Texas

Археологи спешат задокументировать древнее искусство долины Рио-Гранде, поскольку многие из этих уникальных изображений находятся под угрозой полного или частичного исчезновения

За последние четыре года археологи, работающие в штате Техас на границе с Мексикой, зафиксировали более 230 объектов с древними пиктограммами и наскальной живописью коренных народов. Эти изображения находятся под угрозой исчезновения из-за природных и антропогенных факторов. «Необходимо безотлагательно задокументировать как можно больше объектов, пока мы не утратили их навсегда», — уверена археолог и художница Кэролайн Бойд, основавшая исследовательский и образовательный центр «Шумла». Эта некоммерческая организация реализует $3-миллионный проект «Александрия», посвященный выявлению и охране древнего искусства в регионе Рио-Гранде.

Территория, известная как археологическая зона «Каньоны низовьев реки Пекос», простирается приблизительно на 80 км к северу от границы США и на 95 км к югу в глубь Мексики. Наибольшее число известных сегодня изображений сконцентрировано на полосе длиной 110 км между городами Дель-Рио и Драйден. Выдающаяся наскальная живопись возрастом от 4,2 тыс. до 1,5 тыс. лет представляет собой сложные композиции, изображающие людей, животных и ритуалы. Сцены выполнены красным, черным и желтым пигментами, которые систематично наносились пересекающимися слоями.



При исследовании изображений ученые использовали метод радиоуглеродного анализа.
Фото: Shumla Archaeological Research & Education Center, Comstock, Texas



Некоторые объекты находятся под угрозой затопления из-за соседнего водохранилища, другие недоступны для исследователей из-за деятельности, которую ведут в регионе мексиканские картели. «Хотя мы никогда и не сталкивались с картелями напрямую, их присутствие ощущается», — говорит Бойд. Во время работы команду, в которую обычно входят от четырех до шести археологов и стажеров, сопровождают вооруженные охранники или рейнджеры Управления национальных парков. «Мы надеялись расширить охват проекта на юг, в мексиканский штат Коауила, но коллеги из Мексики посоветовали нам повременить с этим», — рассказывает Бойд.

Проект назван в честь древнеегипетской Александрийской библиотеки, погибшей в пожаре 2 тыс. лет назад. Название призвано подчеркнуть острую необходимость задокументировать и постараться расшифровать древние рисунки, повествующие о выдающихся событиях прошлого Северной Америки. «В этих рисунках все имеет смысл — не только сами изображения или их форма и цвет, но и процесс создания, в том числе порядок нанесения красок, расположение рисунков в ландшафте и то, как с ними взаимодействуют солнце и луна», — объясняет руководитель проекта.

Большинство объектов до сих пор не задокументированы, поскольку находятся на частных территориях; нужно, чтобы сами владельцы участков обнаружили их и открыли доступ для исследователей. По словам Бойд, археологи подготовили «просветительскую программу для местных землевладельцев, призванную рассказать им о том, что мы изучаем, и о важности этого искусства, чтобы расположить их к сотрудничеству; в деле охраны объектов мы полагаемся на них, и пока что это работает».



Археологи во время экспедиции.
Фото: Shumla Archaeological Research & Education Center, Comstock, Texas

В январе минувшего года по инициативе организации «Шумла» археологической зоне был присвоен статус национального исторического памятника. Охранный статус получили 35 «показательных» объектов, в основном находящихся на частных землях. Однако уже в ближайшие месяцы все любопытствующие получат виртуальный доступ к ним благодаря оцифровке наскальной живописи. Полгода назад завершился первый этап проекта, в рамках которого специалисты провели первичное обследование, в том числе сделали фотографии в высоком разрешении, создали трехмерные модели, зафиксировали иконографические данные и классифицировали объекты. Второй этап будет включать углубленную документацию и анализ рисунков. Каждой фигуре на каждой композиции будет присвоен идентификационный код, предстоит сделать подробное описание всех изображений и провести радиоуглеродный анализ.«На полное документирование всего региона может уйти несколько жизней, — говорит Бойд. — Но со временем начинаешь обращать внимание на типичные схемы и узнавать руку конкретного художника, замечать повторение некоторых типов фигур. Часто при виде фигуры кто-нибудь из команды сразу кричит, что знает, кто ее нарисовал» 

https://www.theartnewspaper.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий